Мозговой штурм, диаграмма сродства (affinity diagram) и создание тренинг-программы “Устранение потерь”

Диаграмма сродства помогает группировать большое количество идей, используя их естественную взаимосвязь, а также может быть использована для:

  • анализа комплексных проблем
  • анализа результатов устных опросов
  • анализа идей и направленного поиска в ходе мозгового штурма

…или же всякий раз, когда количество вариантов достигает “предела хаоса”.

Используя диаграмму сродства в ходе мозгового штурма, соблюдайте следующий порядок действий:

  1. Раздайте команде достаточное количество карточек или стикеров
  2. Поясните цели или проблему, которую стоит рассмотреть в ходе мозгового штурма. Все члены группы должны понимать о чем речь.
  3. Начните мозговой штурм, записывая все идеи на карточки или стикеры
    1. Допускается предварительное согласование основных направлений разработки решений (подтемы или подкатегории мозгового штурма)
  4. Разложите карточки или расклейте стикеры, основываясь на взаимосвязях между изложенными на них предложениями
    1. Если идея может находиться в разных группах, допустимо наличие двух одинаковых карточек или стикеров в разных группах
    2. Допускается выделение важнейших идей или направлений, использование карточек разного цвета или размера
  5. В ходе построения диаграммы сродства также допускается создание новых групп и выдвижение новых идей

Инструкция звучит предельно просто, однако если вы не знакомы с методикой проведения мозговых штурмов и никогда не строили диаграммы сродства, справиться с этой задачей может быть затруднительно. Поэтому предлагаю посмотреть на инструмент в действии - ведь именно с его помощью создавалась программа тренинг-курса “Устранение потерь”.

Вместо цветных стикеров и карточек я решил использовать возможности программы Quality Companion 3.3 от Minitab для регистрации идей мозгового штурма и структурированного поиска новых элементов курса. Структурированный поиск понадобился для того, чтобы свести практику уже существующих курсов и создать лучшую систему обучения.

Для создания диаграммы сродства в программе Quality Companion 3 необходимо:

  1. Добавить новую закладку проекта – выберите Idea Map (рис. 1)
  2. В появившемся окне достаточно нажать Ok (рис. 2)
  3. Для удобства можно переименовать закладку проекта (рис. 3)
Рис. 1Рис. 2 Рис. 3
Чтобы диаграмма приняла древовидный “облик” (рис. 6), необходимо выбрать опцию Layout (рис. 4) в меню, вызываемом правым щелчком мыши, затем в поле Direction (направление), выбрать Top to Bottom (сверху вниз), как показано на рис. 5:
Рис. 4Рис. 5 Рис. 6

Первый шаг инструкции выполнен, переходим к определению задачи. На момент написания настоящей статьи сайт SixSigmaOnline.ru располагал тремя тренинг-программами:

  • Белый пояс бережливых шести сигм (Lean Six Sigma WHITE BELT)
  • Желтый пояс шести сигм (Six Sigma YELLOW BELT)
  • Зеленый пояс шести сигм (Six Sigma GREEN BELT)

Существующие тренинги предлагают целостное решение в подготовке специалистов шести сигм. Тем не менее, система обучения предполагает еще один блок – Easy to LEAN или “Основы бережливого производства”. Тренинг-курс “Устранение потерь” должен был стать первым кирпичиком этого блока тренингов:

Дополнительные условия: тренинг должен быть по возможности практическим, интерактивным, интересным, полезным.

Шаг №3: начать сессию мозгового штурма, чтобы сгенерировать основные идеи и направления работы по созданию тренинга. Для этого используем специальное меню в правой части окна программы – Brainstorming (рис. 8):

Рис. 8Рис. 9 Рис. 10

Используя интерфейс on-line чата/мессенджера, генерируем максимальное количество идей: просто записываем, что приходит в голову, и жмем Enter (рис. 9). Затем каждую идею можно перетянуть мышкой в нужное место диаграммы (рис. 10).

На рис. 11 показан первый вариант диаграммы:

Рис. 11

Те пункты, в целесообразности которых не было уверенности, отмечены тремя вопросительными знаками вначале. Таким же образом были помечены те варианты, формат которых следовало дополнительно обдумать. В целом, получилось довольно комплексное решение организации тренинга как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Пункты с отметкой “???” были предварительно вынесены в отдельную категорию (рис. 12). Таким образом, получилось разделить набор идей на две категории: работу над первой можно было начать сразу, вторая же представляла перечень дополнительных возможностей – ее реализацию можно было отложить.

Рис. 12

На полученной диаграмме (рис. 13) дополнительно были отмечены красной заливкой те элементы, к разработке которых следовало приступить в последнюю очередь.

Например, к составлению практических заданий, несмотря на то, что эта идея осталась среди обязательных, следовало приступить только после определения формата работы пользователей в группах. Такой же подход и к разработке экзаменационных вопросов, приступить к чему можно только после принятия решения о включении/исключении модуля “поиск первопричин”.

Рис. 13

Следующий этап работ – детальное планирование содержания курса, результаты которого вы можете увидеть, перейдя на страницу программы тренинга. Эта задача выполнялась также с помощью диаграммы сродства. Однако даже вышеизложенное демонстрирует в достаточной мере использование этого инструмента для:

  • первичной группировки идей
  • целенаправленного поиска новых идей и направлений работы
  • отделения обязательных элементов программы от дополнительных возможностей
  • определения фронта работ.

Дополнительную информацию о методах разработки новых идей вы можете получить из материала Мозговой штурм как метод разработки решений в проектах шести сигм.

25.06.2012 / 4511 / Загрузок: 0 / DMAgIC /
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb