Матрица окупаемости (Pay-Off Matrix)

Любая организация обладает ограниченным количеством ресурсов. Ресурсы лидера проектной деятельности и проектной команды также ограниченны. Но, даже если бы у вас хватало сил для выполнения всех стратегических инициатив, или внедрения улучшений во всех сферах, которые определили (например, с помощью системы сбалансированных показателей), некоторые проекты могут быть более важными или приоритетными. Более заманчивыми.

Что же делает одни проекты более заманчивыми, чем другие?

Некоторые проекты сложно сравнивать. Например, выбор между повышением удовлетворенности заказчика и сокращением издержек может быть не столь очевиден. Однако существуют методики сравнения и расстановки приоритетов проектов. В этой статье мы рассмотрим одну из самых простых – матрицу окупаемости (Pay-Off Matrix).

Матрица окупаемости сравнивает два основных фактора: затраты, требуемые на внедрение проекта, и выгоду, которую может принести успешное его внедрение. Разумеется, легче всего выразить затраты и выгоду в денежных единицах. В таком случае, и сравнивать эти факторы будет проще. Однако матрицу можно использовать для сравнения затрат нефинансовых ресурсов – людских, временных и т.д. – с выгодой, которую оценивает заказчик (повышение удовлетворенности, повышение надежности продукции, сокращение возвратов, повышение гибкости планирования и дисциплины поставок и т.д.).

Важно! Какой бы способ вы не выбрали, убедитесь, что не пытаетесь сравнивать яблоки с грушами. Используйте одинаковый подход к оценке затрат и выгоды, сравнивая проекты.

Следующая диаграмма отражает основную идею матрицы окупаемости (Pay-Off Matrix):

Ось Y отвечает выгоде, а ось X – затратам (финансовым, ресурсным, временным…). Матрица разделена диагональной линией. Наиболее “привлекательные” проекты будут размещены в верхней правой части матрицы. В то время как в нижней левой части будут собраны проекты с низкой отдачей или конверсией затрат в выгоду.

Матрица окупаемости может быть использована не только для выбора проектов, но и для выбора отдельных решений в рамках вашего проекта. Например, введение дополнительного пункта проверки может быть необходимым временным решением, однако на матрице попадет в красную зону. Покупка нового оборудования, которое выполнит ту же проверку автоматически, принесет значительную выгоду, но и потребует значительных затрат. Скорее всего, это решение попадет в желтую область матрицы и разместится вверху слева. Изменение конструкции продукта, которое позволит предупредить появление ошибки, скорее всего, потребует меньших затрат, однако принесет большую выгоду. Это решение, вероятно, разместится в зеленом секторе.

При доступе к более подробным данным вы можете пользоваться показателями NPV (Net Present Value), ROI (Return Of Investment) или периодом окупаемости. NPV или чистый дисконтированный доход – это разница между поступлением и оттоком денежных средств в определенный момент времени (момент оценки проекта). ROI или возврат инвестиций – это коэффициент, показывающий уровень доходности или убыточности. 20% ROI означает, что, инвестировав 100$, через определенный период времени доход составит 120$. За вычетом инвестиции (100$) прибыль составит 20$ – это 20% от размера инвестиции. Разумеется, показатель возврата инвестиций напрямую зависит от периода времени, через который проводится оценка. Период окупаемости или время, за которое доход от проекта покроет все расходы – это третий важный показатель.

04.03.2013 / 2419 / Загрузок: 0 / DMAgIC /
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb