Когда контроль качества добавляет ценность?

Очень часто проблемы с качеством сырья, полуфабрикатов или готовой продукции решаются путем ужесточения контроля. Пришел некачественный компонент от поставщика – ставим следующую партию на 100% контроль. Нашли проблему в процессе – установим дополнительную станцию контроля. Заказчик пожаловался – ужесточим исходящий контроль: начнем проверять всю готовую продукцию 2 раза.

Как вы считаете, эффективен ли такой подход? Вопрос не в том, насколько дороже обойдется такой производственный процесс, а в том, действительно ли станет лучше от применения таких мер?

Содержание:


Качество: производить или контролировать?

Многие читателей этого сайта задаются вопросами рационализации процессов. Будь вы генеральный директор, консультант по бережливому производству или практик шести сигм, вы заглядываете сюда в поисках новых концептов, интересных идей и практических советов. Уверен, вы расцениваете контроль качества сырья, полуфабрикатов или готовых изделий как операцию, которая не добавляет ценность. Разумеется, в вашем понимании такое решение не может быть эффективным в принципе, так как качество нельзя найти в процессе контроля.

Однако среди постоянных посетителей этого ресурса немало сотрудников отдела качества, которые ищут возможности снижения количества дефектов, “убегающих” к заказчику, повлиять на злого поставщика, отравляющего вам партией за партией проблемы, закрыть очередную рекламацию, подготовиться к аудиту и т.д. От контроллера до лаборанта, от техника до менеджера по качеству – вы ищете ответы на интересующие вас вопросы, среди которых еще одна станция контроля явно не в приоритете.

Ужесточение контроля, усиленная или дополнительная проверка могут оградить вашего заказчика от получения бракованного изделия. Тот же принцип может оградить ваше производство от проблем на стороне поставщика или одну операцию процесса от дефектов, возникающих на предыдущей. К таким мерам часто прибегают на этапе D3 процесса 8D, однако в долгосрочной перспективе такие меры малоэффективны, ведь вы не устраняете проблему, а фактически снижаете вероятность ее проявления. Качество нельзя найти в процессе контроля – только произвести.

Ни одна станция контроля качества не производит качественный продукт. Все, что может сделать такая станция – это отсортировать произведенную продукцию на качественные и некачественные изделия. Именно поэтому контроль качества принято считать операцией, которая не добавляет ценность. Однако не следует тешить себя иллюзиями, что любая производственная операция ценность добавляет. Если на выходе брак или дефекты, требующие исправления, если вы не знаете, можно ли посылать произведенное изделие заказчику (следующей операции), то такая производственная операция, также как и контроль, не добавляет ценность.

Как я уже писал, качество нельзя найти в процессе контроля – только произвести. Поэтому посмотрите на производственную операцию и следующую за ней операцию контроля качества как на одну. С этой точки зрения можно говорить, что в целом операция производит качественную продукцию (добавляет ценность), за исключением некоторых действий. Это точнее опишет положение вещей, чем разделение производственных и контрольных станций на добавляющие и не добавляющие ценность.


Когда контроль качества добавляет ценность?

Выше вы могли несколько раз прочесть одну и ту же фразу: “качество нельзя найти в процессе контроля – только произвести”. Действительно, контроль качества может только подтвердить, что изделие было произведено согласно требованиям заказчика, или отбраковать то, что требованиям не соответствует. Отсюда следует вывод, что если ваш процесс производит качественный продукт с первого раза, то его и контролировать не нужно.

Хорошо жить в идеальном мире, с идеальными процессами и не контролировать качество. Однако реалии каждого предприятия таковы, что контроль качества требуется на всех этапах производственного процесса: для контроля сырья, полуфабрикатов и готовых изделий. Является ли контроль качества необходимым злом или может добавлять ценность?

Давайте попробуем поразмышлять вместе – устроим этакий мозговой штурм на тему “Как сделать контроль качества добавляющим ценность?” Для начала разметим область работ:

  • Верхняя граница допуска: в идеальном процессе качественное изделие производится, а потому контроль качества не нужен вовсе.
  • Нижняя граница допуска: в начале, середине и конце производственного процесса осуществляется контроль качества, однако эта операция не добавляет ценность.

Где-то в этом поле допуска нем необходимо найти контроль качества, который добавляет ценность. Итак, приступим…

Если контроль качества не добавляет ценность, то почему его еще никто не исключил из производственного процесса? Почему вы платите зарплату контролеру, зачем купили ему измерительные инструменты, для чего подвели электричество к рабочему месту? Видно, что-то важное в его работе вы нашли. Что же это? Неужели контроль качества обеспечивает вам возможность бесперебойно производить из того сырья, которое отправил поставщик? Неужели последующая операция производственного процесса не может положиться на работу предыдущей, и оказывается экономически дешевле проконтролировать качество полуфабриката, чем производить брак? Разве не контроль качества позволяет вам спокойно спать по ночам с уверенностью, что отправленная партия готовых изделий не вернется с рекламацией?

Стоимость проблемы с качеством на каждой последующей операции увеличивается в 10 раз:

Если операция контроля качества не просто существует, но и позволяет оградить последующую производственную операцию или заказчика от дефектов и брака, то можно смело утверждать, что такая операция ценность добавляет.

Не согласны? Попробуйте представить производственную операцию и следующую за ней операцию контроля качества как на одну. Если смотреть на две операции раздельно, то ни одна не добавляет ценность, так как в результате одной возникают дефекты, а вторая лишь сортирует дефекты и качественные изделия на две кучки. Если же посмотреть на обе операции как на одно целое, то это целое производит качественную продукцию (добавляет ценность).


Шкала добавляющей ценности контроля качества

Не смотря на то, что в результате контроля качества не может быть произведен качественный продукт – лишь отсортирован, выше было показано, как, почему и при каких условиях контроль качества может стать эффективным решением проблемы и операцией, добавляющей ценность.

В этой заметке я хочу немного развить тему и показать:

  • во-первых, каким образом контроль качества может добавлять больше ценности в вашем процессе;
  • во-вторых, связь между контролем качества и встроенным качеством.

Контроль качества добавляет ценность, если способен оградить последующую операцию от дефектов предыдущей. К примеру, ваш производственный процесс от некачественного сырья или вашего заказчика от дефектов, которые могут возникать в процессе производства.

Рекомендация №1: начинайте с эффективности контроля. Может ли операция контроля качества на 100% оградить последующий процесс от проблем предыдущего? Как видите, это первый и пока единственный критерий, который позволяет отличить контроль качества, не добавляющий ценность, и от добавляющего.

Если контроль качества справляется с выявлением дефектов, то неплохо было бы дать обратную связь предыдущей операции процесса. Это однозначно поможет предыдущему процессу в борьбе за повышение качества.

Рекомендация №2: организуйте обратную связь – дайте производственному процессу возможность отслеживать качество своих изделий. Это позволит сфокусироваться на причинно-следственных связях, приводящих к возникновению дефектов.

Если предыдущий процесс состоит из нескольких операций, то контроль и выявление дефектов после каждой из них будет всегда эффективнее, чем контроль и выявление дефектов в конце процесса.

Рекомендация №3: замените детальный контроль в конце процесса быстрыми проверками после каждой операции. Это позволит изолировать дефекты отдельных операций и осуществлять точечные улучшения на каждой из них.

Рекомендация №4: встройте качество в производственный процесс. Определите критерии проверки и обучите производственных операторов проводить контроль. Дайте возможность каждому оператору определить, качественную ли деталь он произвел.


Заключение

Шкала добавляющей ценности контроля качества, которую мы рассмотрели в этой заметке, чем-то напоминает развитие детей. Вначале ребенка целый день контролирует одна воспитательница садика. Затем он подрастает, и отдельные знания начинают контролировать учителя разных предметов, выставляя оценки в дневник, чтобы родители знали, как обучается их чадо. Затем уже отрок поступает в университет, где предоставлен по большей части работе с книгами и группе других студентов. Позже становится полноценным членом общества, способным правильно построить линию поведения и отвечать за свои действия.

Маленького ребенка никто не называет неполноценным членом общества, не смотря на то, что он не всегда уместно себя ведет и часто делает вещи, от которых на щеках у родителей появляется алый румянец. Напротив – ребенку уделяют внимание и работают над его воспитанием. По аналогии контроль качества нельзя однозначно классифицировать как операцию, которая не добавляет ценность. Но нужно работать в направлении встраивания качества в процесс. Качественный продукт следует производить, а не находить в процессе контроля.


А в вашем процессе контроль качества добавляет ценность? Поделитесь размышлениями по этому поводу. Всегда ли вы решаете причину проблемы или отдаете предпочтение “латанию дыр” с помощью еще одной операции контроля? А случалось ли в вашей практике, что контроль качества помогал улучшать процесс? Ваш опыт и практические примеры будут интересны коллегам.

03.11.2020 / 247 / Загрузок: 0 / DMAgIC / | Теги: менеджмент качества, бережливое производство
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb