Почемучки

В это статье я бы хотел обсудить такие методы мозгового штурма как «5Why?», «6Questions» и «5W2H». Казалось бы, что может быть проще? А на самом деле многие пренебрегают значимостью этих методов, да и Ваш покорный слуга не раз грешил этим делом. Все гениальное просто, главное понять, что это просто (или просто понять).

На написание данной статьи меня побудило несколько факторов. Наверное, начать стоит с «горячего спора» с редактором нашего сайта, который никак не мог согласиться и все настаивал что «5Why?» ничем не отличается от «5W2H». Но поскольку наш редактор не специалист в области обеспечения качества, ему это простительно. Но, что я обнаружил, проводя совещание с коллегами – специалистами в области обеспечения качества: видно не все еще сказано о значимости этих подходов.

Для начала рассмотрим, что означают данные аббревиатуры:

 

5Why? – 5Почему?

Считается, что если сформулировать проблему и задать 5 раз вопрос «почему?» обязательно находится корневая причина проблемы. Число 5 не столь принципиально и в некоторых источниках заменяется меньшим или большим числом. Основное, на что следует обратить внимание – это то, что метод призван для структурированного поиска корневой причины.

 

Продуктивность ночной смены всегда ниже, чем дневной. Как устранить проблему и избежать повторного появления?

Почему продуктивность ночной смены всегда ниже, чем дневной?

Потому, что штамповочный пресс модели Х чаще останавливается ночью.

Почему штамповочный пресс чаще останавливается ночью?

Потому, что оператор не может настроить пресс для стабильной работы

Почему оператор не может настроить пресс?

Оператор не обучен работать с моделью Х.

Почему оператор не обучен работать с прессом модели Х?

Модель пресса новая для производства и курсы повышения квалификации разработаны только для дневной смены.

Почему не разработан план повышения квалификации операторов ночной смены?

Отдел развития персонала не обновил планы развития для операторов штамповочных прессов.

Таким образом, обновив планы повышения квалификации персонала, продуктивность ночной и дневной смен выравниваются.

 

На кухонном столе был найден кусок сыра с мышью внутри. Как устранить эту проблему и избежать появления в будущем?

Почему мышь была найдена в сыре?

Потому, что мышь попала в дом.

Почему мышь попала в дом?

Потому, что дверь дома была приоткрыта.

Почему дверь дома была приоткрыта?

Выпускали погулять собаку и неплотно закрыли дверь. Дверь была приоткрыта от сквозняка.

Почему дверь  приоткрывается от сквозняка?

Решение - поставить дверную пружину (доводчик), плотно закрывающую дверь.

 

6Questions и 5W2H

6Questions

5W2H

When? – Когда?

Why? – Почему?

How? – Как?

What? – Что?

Where? – Где?

Where? – Где?

What? – Что?

Who? – Кто?

Who? – Кто?

When? – Когда?

Why – Почему?

How? – Как?

 

How Many/Much? – Сколько?

6Questions и 5W2H – это структурированные методы мозгового штурма, позволяющие досконально изучить проблему или задачу путем постановки набора специфических вопросов. Основными отличиями от метода 5Why? является ориентация на изучение проблемы, а не на поиск корневой причины и возможность применения к разнообразным задачам.

 

Вернемся к проблеме разной продуктивности смен:

Почему продуктивность смен разная?

Почему была произведена замена пресса на более новую модель?

Что отличает работу на сменах?

Что является причиной разной продуктивности?

Где было замечено разницу в продуктивности?

Где продуктивность ниже?

Кто проводил обучение работников?

Кто заметил разницу в продуктивности смен?

Когда было замечено, что продуктивность смен разная?

Когда была произведена замена пресса моделью Х?

Как определено, что продуктивность смен разная?

Как разная продуктивность сказывается на успехе предприятия?

Насколько отличается продуктивность смен?

Сколько человек обучено работать на модели Х?

 

Ко мне обратился коллега с просьбой помочь в поиске решения проблемы связанной с нестабильностью процесса.

Почему возникла проблема нестабильности процесса?

Что указывает на слабую стабильность процесса?

Что мы хотим получить от изучения процесса?

Где проблема проявляется?

Кто заинтересован в решении проблемы?

Когда возникла проблема нестабильности процесса?

Как много мы хотим узнать о проблеме/процессе?

Сколько времени отведено на решение проблемы?

Получив ответы на заданные мной вопросы, я могу принять решение о целесообразности принятия мер, выборе метода изучения процесса, определить первоочередные задачи и т.д. Общая картина дает мне возможность понять, где мы находимся сейчас и куда нам необходимо двигаться.   Надеюсь, что приведенная в статье информация дала возможность разобраться с основами методов «5Why?», «6Questions» и «5W2H», а простые примеры  убедили Вас в целесообразности изучения и использования данных методов. Хочется еще раз выделить основную цель этих методов – структуризацию подхода к решению задач и поиску причин. Именно структурированный подход является залогом достижения любых поставленных целей.

12.03.2009 / 6910 / Загрузок: 0 / dmagic /
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb