07.06.2014 | Добавил: dmagic | Просмотров: 1250
Всё новое — это хорошо забытое старое

На этой неделе наткнулся на интересную заметку в блоге Валерия Казарина. Провокационное название, D-Shop вместо такого излюбленного в бережливом производстве U-Shape, лейбл Wall Street Journal, видеоэкскурсия… в общем, все, что нужно для повышения активности мозга и жадности глаз. Тем не менее, когда первые впечатления отступают на задний план, начинаешь вглядываться в видеоряд внимательнее и замечать то, что на первый план не выставляется. Своими наблюдениями и размышлениями спешу поделиться с читателем. Хотя ни в одной спешке не следует забывать о первоисточнике. Вот заметка, а вот и видео:

Видео посмотрели? Давайте попробуем понять, что мы увидели? Что концептуально интересно, а что является хорошо забытым старьём без малейшего намека на новаторство?

Во-первых, давайте уберем пелену с глаз

Программируемая отвертка, крутящийся лоток с шурупчиками и программа, которая показывает оператору, что и куда вкручивать может выглядеть очень круто. Цена этого решения НЕ позволяет назвать его “понтом” только в том случае, когда оно экономически оправдано. Например, в процессе сборки двигателя авто такое решение является стандартным. Посмотреть пример можно в отчете о поездке на завод гиганта немецкого автопрома. Вероятно, для процесса сборки плоттеров (это те огромные принтеры, которые то и дело мелькают в ролике в разном состоянии сборки) такое решение целесообразно, иначе инвестиция бы не прошла. Японцы – народ бережливый.

Во-вторых, забудьте о полном цикле производства

Решение, показанное в ролике, безусловно, интересно, но автономные Ди-шопы заменяют только некую часть процесса. Кто-то же где-то штампует металлические и пластиковые детали корпуса, а с обратной стороны процесса – упаковывает готовые изделия. Кроме того, кто-то где-то осуществляет предварительную сборку полуфабриката, который вкатывают в кадр на 1 минуте 34 секунде видео:

А вот тот участочек процесса, на котором вкручивается куча болтиков и устанавливается печатная плата, удачно помещается в ячейку из одного человека, которую в ролике называют гордым термином D-Shop.

В-третьих, кустарное производство – это исторический факт, а не изобретение

Термин “кустарное производство” никоим образом не обидный. Кустарным (ремесленным) называется производство, в котором один человек осуществляет весь цикл операций или большую его часть. На смену этому историческому этапу развития промышленности пришло в свое время разделение труда и массовое производство. Может показаться странным, как бережливое производство может вернуться к принципам кустарного, однако этому есть вполне рациональное объяснение и даже не одно.

Представьте себе производственный процесс, в котором нам предстоит вкрутить 30 болтиков. Допустим, время, которое оператор тратит на подбор болтика, позиционирование отвертки и вкручивание составляет 2 секунды. Если посадить 30 операторов и дать каждому по болтику, то получим сборочную линию, которая выпускает одно изделие каждые 3 секунды. 3 секунды – это не опечатка. Оператор тратит еще около секунды на то, чтобы передать изделие на следующую операцию и приступить к сборке нового изделия. 2 секунды на вкручивание болтика и еще одна на транспортировку. Voilà – 30% времени ценность не производится.

Если посадить две линии по 15 операторов и дать каждому по 2 болтика, то через 5 секунд мы получим на выходе 2 изделия. Каждый оператор тратит по 4 секунды на вкручивание 2-х болтиков и еще одну на передачу изделия следующей операции. Итого, 2,5 секунды на плату и уже только 20% времени тратится на действия, не добавляющие ценности.

D-Shop: один оператор вкручивает 30 болтиков, при этом у нас 30 автономных ячеек. Как говорят математики, если все остальные переменные равны const, то через 61 секунду у нас будет 30 плат, что примерно равно 2,03 секунды на плату и менее 2% времени, отводимого потерям транспортировки.

А что говорит дедушка Голдратт?

Помните пример распределения мощности по ТОС? Давайте применим его и для анализа влияния количества операторов на вариацию времени цикла процесса. Причем можем воспользоваться таблицами и условиями задачи без изменений.

Процесс состоит из двух шагов – А и В, – которые последовательно выполняют два оператора. Среднее время цикла каждой операции составляет 7 секунд. Предположим, что время цикла распределено бинарно и может принимать с одинаковой вероятностью значения 6 или 8 секунд.

Процесс не может выдать изделие быстрее, чем выдала самая медленная операция. К примеру, если оператор А произвел изделие за 8 секунд, то оператору B попросту придется ждать. Примечание: в целях упрощения анализа принимаем, что между операциями нет буферного запаса.

Что получается? Только в одном из четырех случаев мы получим изделие через 6 секунд. Во всех остальных вариация приводит к увеличению времени цикла.

Давайте попробуем разделить операторов и позволить каждому выполнять весь цикл операций:

Как видите, сокращение количества последовательных операций, в которых задействован отдельный оператор, приводит к снижению влияния вариации времени цикла каждой отдельной операции на общий результат. Так как у нас теперь 2 оператора работают параллельно, выполняя операции А и B, то через 14 секунд мы получим 2 изделия или по одному изделию каждые 7 секунд.

Так уж идеален Ди-шоп?

Я надеюсь, что вам понравились мои наблюдения и примеры, изложенные выше. Тем не менее, не хочу чтобы у вас сложилось мнение будто D-Shop – это некий идеал производства, в котором даже инвестиция в дорогие технические гаджеты оправдана. А потому напоследок я приберег ложечку дегтя.

Еще раз оговорюсь, концепт интересен и в ряде случаев оправдан. Оправданы и все технические гаджеты, которые вручают оператору. Вот что не оправдано, так это вопиющее количество операций, которые не добавляют ценности.

00:10 – оператор поворачивается на 180 градусов, чтобы закрутить каждый болтик:

00:19 – оператор устанавливает болтик на бит отвертки, а затем позиционирует его в отверстие платы. Заметьте, плата при этом ничем не защищена, а значит, существует риск повредить ее отверткой. Дубль на 34 секунде:

00:27 – процесс стоит, так как оператор читает инструкцию. Вместе с тем, несколько раз в ролике показано, как оператор ожидает, пока программа прокрутит стойку и предоставит ему доступ к нужному лотку:

00:57 – оператор перебирает детали в лотке, чтобы достать одну:

И это все только на первой минуте!

Помните! Модные гаджеты – это дорого и не всегда оправдано. Устранение потерь оправдано всегда, а инвестиций зачастую не требует вовсе. Выбор за вами.

Устранение потерь / 07.06.2014 | Просмотров: 1250 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: Gemba, видео, бережливое производство, устранение потерь, ячеечное производство
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb