09.03.2015 | Автор: dmagic | 2006 просмотров
Представьте, что 5S – это веревка…

Как бы вы пояснили суть системы 5S детям? С чем бы вы сравнили 5S? Какой-нибудь предмет, животное, овощ или фрукт?

Мой сенсей всегда сравнивал 5S с натянутым канатом или веревкой. Вам интересно, почему?

5S – один из самых распространенных инструментов бережливого производства. Многие организации начинают внедрение лин именно с этой системы. Многие набивают с его помощью первые шишки и многие на этом же инструменте останавливаются.

Почему так?

Говорят, то ли собственник был не готов поддержать, то ли коллектив был не готов воспринимать… короче говоря, наша производственная культура не была готова к таким изменениям.

Ранние симптомы выглядят как наведение порядка за день до приезда “большого босса”, перекрашивание станин в корпоративные цвета или как в этой заметке. При этом я совсем не против такого подхода: хорошо, что хоть что-то делается, что хоть изредка наводится порядок и хоть иногда приводится в лицеприятный вид техника. Вопрос: хотите ли вы сделать это лучше?

Если ответ положительный, то отталкиваться следует не от редких визитов “больших гусей в наше болото”, а от некоего периода. Наводить порядок периодически, приводить станки в должное косметическое состояние периодически, выносить горы ненужных бумажек из офиса периодически и т.д.

И вот тут возникает, кажется, самый главный вопрос: каким должен быть этот период?

На самом деле, это – неправильный вопрос. Он никуда вас не приведет. Если вы установите период в 1 месяц, то и 5S будет у вас раз в месяц. Если установите период в неделю – будет вам 5S раз в неделю. А интереснее всего то, что установив период в день, вы получите долгожданный 5S раз в день… как обед в заводской столовке – бывает раз в день, да и тот в ограниченном временном интервале.

К цели вас приведет натянутый канат.

Что происходит с натянутым канатом, если на него подвесить груз или опереться? Он прогнется, ведь так? Когда боксер выходит на ринг, он легко пролезает между канатами. Что затем происходит с канатами? Что произойдет с канатом, если снять груз или убрать давление? Натянутый канат вернется в исходное положение немедленно.

То же и в отношении 5S: если система работает, то период равен “немедленно”. Вам не приходится ждать неделю, чтобы кто-то пришел и по графику навел порядок, не приходится ждать ежегодной инвентаризации, чтобы избавиться от ненужных бумаг или предметов и т.д.

Как узнать, что канат натянут?

Обертка от конфеты, пластиковая бутылка или скомканная бумажка вам помогут:

Станьте в сторонке и засеките время. Для чистоты эксперимента обратите внимание на реакцию:

  • операторов производственных линий;
  • сотрудников офиса;
  • руководителей.

Вам будет интересно в который раз подметить, что порядок и чистота на рабочих местах являются лишь отражением порядка в голове сотрудника, а степень внедрения 5S – лишь тем, насколько в этом видит необходимость руководство.


UPD 21.11.2016: 5S: 2 примера натянутого каната

Я часто получаю критику от читателей, связанную с тем, что мои истории и примеры далеки от состояния большинства производственных площадок стран СНГ. Методы, которые я пропагандирую, решения, которыми делюсь… все это хорошо для Европы, но абсолютно не подходит для России (Украины, Беларуси, Казахстана – нужное подчеркнуть).

Я так вам скажу: читать блог – дело добровольное, можете перестать в любой момент. Вот прямо на этом предложении закрывайте страницу. Или… если же всё-таки интересно, то в этой заметке я приготовил для вас 2 примера 5S из старушки Европы. Плюс… немножечко размышлений и философских взглядов на простой – совсем несложный – инструмент 5S.

Те, кто периодически читает блог SixSigmaOnline.ru, помнят пост, в котором я сравнивал 5S с натянутым канатом. Я понимаю, что столь нестандартный взгляд на данный инструмент может показаться странным. Однако 5S – это не столько инструмент, сколько система, а потому пятью шагами тут не отделаться. В системе важны не только элементы, но и их взаимодействие. Причем две системы с одинаковым набором элементов (2 завода, к примеру) могут существенно отличаться друг от друга именно из-за отличия во взаимодействии элементов.

Пример 1

Представьте цех, который выглядит, как магазин Apple. Кроме того, что все сияет чистотой, на производстве действует строгое правило: никакой бумаги, картона, дерева или других материалов, способных создавать пыль. Раз в неделю (на выходных) плановое обслуживание всех станков и приспособлений, а перед началом первой смены (в понедельник) отводится час на уборку каждого рабочего места. Уборку производят сами операторы линий. К рабочим ячейкам подключена центральная система вытягивания, и если возникает небольшой простой, оператор может убрать на своем рабочем месте с помощью встроенного пылесоса.

Так может выглядеть производство будущего. Хотя для некоторых отраслей такие инвестиции оправданы уже сегодня. Но заметьте, о производственной культуре и слова пока не было.

Пример 2

Теперь давайте мысленно перенесемся в другой цех – цех, в котором производят бытовые товары. Чайники, холодильники, принтеры, телевизоры… Все, что вас окружает на работе и в быту. Оглянитесь – одна из этих штук точно найдется неподалеку.

Конкуренция на рынке бытовых товаров не позволит вам инвестировать в производство огромную сумму, а потому под ногами обычный наливной пол, а вокруг упаковка, из которой вы привыкли доставать новый холодильник: деревянные паллеты, картон и пенопласт. Набор дополняет метелочка и совок, которыми оператор убирает мусор под ногами после каждого производственного цикла.

Или не после каждого? Следим, наблюдаем, удивляемся… и не лень же ему? Подходим ближе и видим, что уборка прописана в рабочей инструкции. Т.е. убирает он не после каждого производственного цикла, а в каждом производственном цикле.

Сравнение

Разумеется, что на слух, да и на первый взгляд, пример 1 покажется более привлекательным, более чистым, более бережливым. Вот он! Истинный пример 5S на территории промышленного объекта. Однако поработав некоторое время в цеху, начинаешь замечать то, что на первый взгляд не увидеть – систему: натянут ли канат?

Как вы думаете, в каком из приведенных выше примеров канат натянут? А в каком натянут сильнее? Как часто нужно убирать?

Как и в заметке Представьте, что 5S – это веревка…, я утверждаю, что система 5S должна реагировать на отклонения немедленно. Не раз в неделю, не с возможностью дополнительной уборки в случае простоя, а именно немедленно. Только так можно понять, откуда и как появляется загрязнение. Только так можно создать прочный фундамент непрерывных совершенствований. А потому, если загрязнение появляется во время каждого производственного цикла, то и убирать следует во время каждого производственного цикла.

Вывод

Чем мне нравится сравнение с натянутым канатом? Натянутый канат не знает периодичности. Ему не рассказать, что раз в неделю проходит 5S-аудит, а раз в месяц – кайзен ивент. Система, как и натянутый канат, должна реагировать на нежелательный фактор немедленно, а не периодически.

В этой и предыдущей заметках мы “натянули канат” над уборкой. Это – третий шаг системы 5S. Всего же шагов 5, и каждый из них борется с отдельным нежелательным фактором. На каждый нежелательный фактор система обязана реагировать немедленно, а не периодически.

5S / 09.03.2015 | Просмотров: 2006 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: 5s, бережливое производство, Gemba, мнение
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb