12.11.2015 | Добавил: dmagic | Просмотров: 950
Качество, инновации и реинжиниринг. Кто кого? Или кто на кого?

Сегодня я работал над подготовкой одной из процедур – документа высшего порядка на уровне предприятия, регламентирующего систему улучшений и R&D. Берем шаблон и внутреннюю процедуру документооборота и внимательно читаем. Кроме прочего “процедура обязательно должна содержать перечень сокращений”. Я не люблю, когда в документах используют сокращения, и сам стараюсь их не использовать. Разумеется, есть некоторые общепринятые сокращения, которые все понимают, но большинство сокращений только путает и мешает. Вот и приходится вначале разучивать сокращения, а потом уже приступать к изучению процедуры.

Вычеркиваем из шаблона пункт 4 – “Перечень аббревиатур и специальных обозначений”. Отправляем документ на согласование и… Получаем обратно с просьбой изменить нумерацию разделов, включив пункт 4 “Перечень аббревиатур и специальных обозначений”. Спрашиваем, удосужился ли согласующий орган прочесть процедуру и найти хоть одну аббревиатуру или сокращение? Получаем ответ: проверяющему органу не интересно развивать разговор в этом русле, так как пункт 4 прописан как обязательный в процедуре внутреннего документооборота. А что делать, если сокращений нет? Оставить пустым? Или придумать, что сократить, и добавить? Не поверите, пустой раздел также не прошел – предложили ввести сокращения.

В этой комичной ситуации, кроме потери времени и увеличения документа до 6-и листов (исходный вариант был на 2 листа), одна сторона уверена, что обеспечивает качество и отсутствие отклонений во время аудита системы документооборота. Вторая – скромно подметила возможности для улучшений процесса документооборота в будущем и задалась вопросом: как влияет СМК на систему, регламентирующую инновации в компании?

Качество продукта – это те его свойства, которые нужны заказчику. Представляя новый продукт, чаще всего рассказывают об инновациях, так как это важное качество, которое ценить заказчик. У каждого процесса тоже есть свой заказчик, и для заказчика процесса не менее важно его качество. И представляя новый процесс, чаще всего упоминают реинжиниринг. Выходит, что инновации и реинжиниринг просто созданы для обеспечения качества.

Или вам встречался кто-то, занимающийся инновациями или реинжинирингом с целью снижения качества?

Однако в реалиях большинства предприятий отдел качества не так часто дружит с теми, кто пытается что-то “реинжинирить” или, чего доброго, “инновировать”. Почему так? Почему в теории все работает в месте, а на практике кто кого?

На мой взгляд, все дело в том, что обеспечение качества часто пытаются интерпретировать, как систему контроля или как поле допуска – ограничений, в которых мы должны находиться, чтобы продукт и процессы получались качественными. И если большинство служб могут хоть как-то приспособиться к такому подходу, то “реинженеры” и новаторы – нет. Это противоречит их open-box mindset-у.

Тысячи организаций находятся в режиме стагнации из-за того, что пытаются насадить на свои инновации и реинжиниринг кривые рамки своих же систем менеджмента качества. Однако обеспечение качества не является целью в этом случае. Не менеджментом качества занимается такая система, а подавлением развития процессов и сотрудников.

Последствия, если на минуточку задуматься, просто ужасающи. Во-первых, многие процессы годами не меняются. Те же, которые меняются, преодолевают огромное сопротивление и требуют огромных усилий на достижение скорости, отличной от нуля. Встречались с тем, что проект буксует по причине бюрократического отношения между отделами и службами? Это конфликт, а не менеджмент качества – давайте называть вещи своими именами. Вероятно, этот конфликт вызвала система, которую мы завели для менеджмента качества, но вместо этого она делает что-то другое.

Стандартизация и система менеджмента качества, как и системный (а потому шаблонный) подход, безусловно, важны и нужны. Но не следует забывать, что они – лишь инструмент в руках человека. А что происходит со всеми инструментами? Человек их использует, пока они помогают. Когда перестают – меняет на новые.

Стандарт ISO9001 говорит, что нужна документация и система документооборота. Ничего больше не нужно. Сравните это требование с вашей системой документооборота: сколько там всего лишнего? Кто-то это все выдумал и насадил остальным, хотя ни стандарт, ни СМК этого не требуют. И если вы думаете, что инновации и реинжиниринг применимы только по отношению к заказчику, то глубоко ошибаетесь. Подумайте над вашей системой СМК. Представляете, какие инновации в ней возможны? Представляете, где может развернуться реинжиниринг?

Менеджмент качества / 12.11.2015 | Просмотров: 950 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: инновации, менеджмент качества, реинжиниринг
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb