19.11.2015 | Добавил: dmagic | Просмотров: 930
Overquality: больше качества или больше потерь?

Цепная реакция Деминга диктует необходимость повышения качества и приводит тому самые веские аргументы. Однако избыточное качество (overquality), как классический пример излишней обработки, совершенно не приветствуется практиками бережливого производства. В чем же загвоздка? Стоит ли непрерывно повышать качество, или существует некий предел, переходя который, качество становится избыточным и превращается в потери?

Можно было бы предположить, что в этом вопросе бережливое производство отошло от учений Деминга. Более того, пошло с ним вразрез и отдало преимущество чему-то другому перед качеством. Если бы дело было в одном или двух исключениях из правил, то и говорить не о чем. Однако речь идет о системном противоречии: Деминг говорит, что качество превыше всего, а бережливое производство поправляет, что слишком много качества плохо – это потери.

На самом деле, все обстоит несколько иначе. Бескомпромиссное качество будет всегда высоко оценено заказчиком. Это понимают все специалисты бережливого производства и никогда в этом не перечат великому гуру. Обеспечение качества стоит компаниям денег, о чем доктор Деминг, уж поверьте, был прекрасно осведомлен. Однако не все действия по обеспечению качества одинаково полезны.

К примеру, очень часто процессы, которые мало интересуют заказчика и мало на него влияют, доводятся до совершенства. И хотя стремление к совершенству похвально, это как раз и есть то избыточное качество, которое никак не подразумевал Эдвардс Деминг, описывая цепную реакцию.

Прекрасный пример избыточной обработки приведен в заметке Лучшая визуализация 7 видов потерь. Это просто подарок! Вы можете бесконечно долго повышать стабильность процесса нанесения синей краски, однако заказчика, ожидающего свою яичницу, это ничуть не впечатлит.

Избыточный контроль качества также является хорошим примером. Сразу оговорюсь, что не смотря на то, что контроль качества можно назвать операцией, которая не добавляет ценность, заказчик может желать, чтобы продукт перед тем, как попасть к нему в руки, успешно такой контроль прошел. А вот за что заказчик точно не захочет платить, так это за избыточный контроль.

Избыток контроля качества, в отличие от избытка надежности или прочности, очень часто оказывает медвежью услугу. Во-первых, результаты такого контроля не покажут ничего нового, ведь качество не может быть найдено – только произведено. А во-вторых, любая манипуляция может повредить продукт (при перекладывании, перебирании в руках…).

Вы знали, что каждый автомобиль перед продажей прогоняют через трек, проверяют ручник, снимают логи бортового компьютера и т.д.? Из двух автомобилей вы отдадите предпочтение тому, который проверку прошел, перед тем, который даже не проверяли. А вот чему вы не отдадите предпочтение, так это автомобилю, который проверили 100 раз. Не потому, что на спидометре уже будет сотня километров (хотя и это неприятно), а потому, что любое подключение и манипуляция с бортовым компьютером – это риск внесения багов. Оператору достаточно лишь забыть сбросить настройки или случайно что-то отметить в меню.

Любой контроль оптической линзы – это риск оставить отпечатки пальцев, которые не заметят и не сотрут. Любой контроль электрического прибора – это риск его поцарапать или повредить коннектор. Любой тест он-лайн сервиса – это риск того, что исходные настройки забудут вернуть.

Повышать качество можно и нужно непрерывно. Об этом и Деминг, и бережливое производство твердят хором. Вот чего делать не нужно, так это повышать количество действий, которые не добавляют ценности – они-то как раз и создают тот избыток, который к качеству никакого отношения не имеет.


А вы встречались с избыточным качеством в своей работе? Поделитесь примерами из вашей отрасли.

Менеджмент качества / 19.11.2015 | Просмотров: 930 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: бережливое производство, менеджмент качества
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb