22.11.2015 | Добавил: dmagic | Просмотров: 805
Качество: производить или контролировать?

Очень часто проблемы с качеством сырья, полуфабрикатов или готовой продукции решаются путем ужесточения контроля. Пришел некачественный компонент от поставщика – ставим следующую партию на 100% контроль. Нашли проблему в процессе – установим дополнительную станцию контроля. Заказчик пожаловался – ужесточим исходящий контроль: начнем проверять всю готовую продукцию 2 раза.

Как вы считаете, эффективен ли такой подход? Вопрос не в том, насколько дороже обойдется такой производственный процесс, а в том, действительно ли станет лучше от применения таких мер?

Многие читателей этого сайта задаются вопросами рационализации процессов. Будь вы генеральный директор, консультант по бережливому производству или практик шести сигм, вы заглядываете сюда в поисках новых концептов, интересных идей и практических советов. Уверен, вы расцениваете контроль качества сырья, полуфабрикатов или готовых изделий как операцию, которая не добавляет ценность. Разумеется, в вашем понимании такое решение не может быть эффективным в принципе, так как качество нельзя найти в процессе контроля.

Однако среди постоянных посетителей этого ресурса немало сотрудников отдела качества, которые ищут возможности снижения количества дефектов, “убегающих” к заказчику, повлиять на злого поставщика, отравляющего вам партией за партией проблемы, закрыть очередную рекламацию, подготовиться к аудиту и т.д. От контроллера до лаборанта, от техника до менеджера по качеству – вы ищете ответы на интересующие вас вопросы, среди которых еще одна станция контроля явно не в приоритете.

Ужесточение контроля, усиленная или дополнительная проверка могут оградить вашего заказчика от получения бракованного изделия. Тот же принцип может оградить ваше производство от проблем на стороне поставщика или одну операцию процесса от дефектов, возникающих на предыдущей. К таким мерам часто прибегают на этапе D3 процесса 8D, однако в долгосрочной перспективе такие меры малоэффективны, ведь вы не устраняете проблему, а фактически снижаете вероятность ее проявления. Качество нельзя найти в процессе контроля – только произвести.

Ни одна станция контроля качества не производит качественный продукт. Все, что может сделать такая станция – это отсортировать произведенную продукцию на качественные и некачественные изделия. Именно поэтому контроль качества принято считать операцией, которая не добавляет ценность. Однако не следует тешить себя иллюзиями, что любая производственная операция ценность добавляет. Если на выходе брак или дефекты, требующие исправления, если вы не знаете, можно ли посылать произведенное изделие заказчику (следующей операции), то такая производственная операция, также как и контроль, не добавляет ценность.

Как я уже писал, качество нельзя найти в процессе контроля – только произвести. Поэтому посмотрите на производственную операцию и следующую за ней операцию контроля качества как на одну. С этой точки зрения можно говорить, что в целом операция производит качественную продукцию (добавляет ценность), за исключением некоторых действий. Это точнее опишет положение вещей, чем разделение производственных и контрольных станций на добавляющие и не добавляющие ценность.


Поделитесь своими соображениями по этому поводу. Всегда ли вы решаете причину проблемы или отдаете предпочтение “латанию дыр” с помощью еще одной операции контроля? А случалось ли в вашей практике, что контроль качества помогал улучшать процесс?

Менеджмент качества / 22.11.2015 | Просмотров: 805 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: мнение, бережливое производство, менеджмент качества
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb