26.11.2015 | Добавил: dmagic | Просмотров: 1345
Матрица автокачества. Что это и как работает?

Матрица автокачества (Auto Quality Matrix) – это визуальный индикатор участков возникновения и участков обнаружения дефектов, который помогает быстро определять источники появления дефектов и предотвращать движение дефектов вдоль потока создания ценности.

Обращаю внимание читателей, что матрица автокачества (auto quality matrix) и матрица обеспечения качества (Quality Assurance Matrix) – это разные инструменты. Последним термином иногда называют таблицу FMEA-анализа.

Преимущества матрицы автокачества:

  • визуализация уровня качества каждой отдельной операции;
  • управление качеством непосредственно в гемба;
  • определение связей между точками обнаружения и возникновения дефектов.

Простейшая матрица автокачества может выглядеть следующим образом:

По горизонтали и вертикали отложены отдельные операции процесса. Матрица разделена на половины диагональной линией серых ячеек, причем верхняя правая часть нарочно оставлена пустой – она не используется. В левой нижней части записываются дефекты следующим образом:

  • дефект записывается в ряд с той операцией, которая его обнаружила;
  • дефект записывается в колонку с той операцией, которая его произвела.

Например, на первой операции возникло 5 дефектов, 4 из которых обнаружены на операции 3. Как видите, инструмент совсем не сложен в использовании: найденный дефект всегда откладывается в координатах “где найден – где произведен”.

Как такового стандарта матрицы нет – её можно адаптировать под потребности организации. К примеру, чаще всего к списку операций процесса добавляют 2 столбца (перед операцией 1): внешний и внутренний поставщик. Также можно добавить еще 2 строки под последней операцией: внутренний и внешний заказчик.

К сожалению, визуализация дефекта в координатах “где найден – где произведен” еще не означает, что все проблемы решены. Поэтому не столь важно, как выглядит матрица, сколь то, к каким выводам и последующим действиям она вас приведет. В примере выше показано, что 5 дефектов возникло на операции 1. Что дальше? Какие меры необходимо предпринять, дабы предотвратить возникновение дефекта? Или какие меры необходимо предпринять, чтобы идентифицировать дефект непосредственно в месте его возникновения? Создать стандарт, встроить контроль, внедрить poka yoke? Как и когда это будет сделано?

Один дефект из 5 найден на операции 2. Хорошо, но что с остальными 4? Почему они остались незамеченными на операции 2? Как можно избежать этого в будущем? Что можно сделать, дабы предотвратить попадание дефектов на операцию 3? Создать стандарт, встроить контроль, внедрить poka yoke? Как и когда это будет сделано?

Все эти вопросы, а вместе с ними и ответы, являются проявлением производственной культуры.

Матрица автокачества может помочь с визуализацией, может сориентировать команду, помочь с расстановкой приоритетов, но не в состоянии заменить необходимые навыки решения проблем или производственную культуру в целом.


А каким способом вы визуализируете показатели качества? Поделитесь примерами и отзывами: что по-вашему работает хорошо, а что можно улучшить? Попробуете ли вы внедрить матрицу автокачества на вашем предприятии?

Менеджмент качества / 26.11.2015 | Просмотров: 1345 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: визуальный менеджмент, матрица автокачества, менеджмент качества
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb