14.12.2015 | Добавил: dmagic | Просмотров: 1136
Картировать или не картировать – вот в чем вопрос

Давно не попадалась такая публикация, которая бы легко и с юмором доносила много интересных мыслей и, одновременно, так сильно способствовала рефлексии. Публикация Кристофа Розера (Christoph Roser) When to Do Value Stream Maps (and When Not!) оказалась именно такой.

Картирование потока – очень интересная и обширная тема. Автору удалось затронуть множество моментов и тонкостей, однако самыми интересными, на мой взгляд, являются 2 пункта:

  1. Отличие подхода к картированию (как инструменту) на Западе и в Японии.
  2. Перечень, когда картирование стоит применять, когда можно применить и когда точно не стоит.

В первом пункте автор приводит свою версию, почему картирование потока на Западе популярнее, чем в Японии. По его мнению, в Toyota сотрудники сами улучшают те процессы, в которых принимают непосредственную роль. На Западе развертывание бережливого производства часто не обходится без участия лин-консультантов. Если не вникать в культурные различия, которые за этим стоят, остается лишь потребность консультанта самому понять процесс, который ему следует улучшить. При этом не всякий клиент готов платить за время консультанта, которое тот потратит на понимание процесса. Обертка из картирования потока, в противовес, придает услуге намного более продаваемый вид.

К своему огромному сожалению, у меня нет опыта работы в Toyota, который я мог бы сравнить с опытом работы в западных компаниях, а потому я не могу ни опровергнуть столь интересную гипотезу, ни подтвердить. Однако за собой замечаю, что часто начинаю схематически изображать процесс, который мне не понятен. Если с производственными процессами мне проще, то с процессами логистики, финансов, кадров и т.д. куда сложнее. Для того, чтобы понять, с чем придется иметь дело, действительно удобно прибегнуть к картированию.

По этому поводу я имею вам сказать, что логистам, финансистам и “кадровистам” тоже проще понять свой процесс после того, как его абстрактные формы обретают нарисованные контуры. Таки не делайте себе голову беременной: столкнулись с непонятным процессом – рисуйте карту.

Во втором пункте автор приводит следующие рекомендации:

  • Когда картирование потока стоит применять?
    • Проектирование нового участка или линии, повышение скорости материальных и информационных потоков на существующем участке или линии, расчета Lead Time-а, супермаркетов и времени пополнения, количества канбанов и т.д.
  • Когда картирование потока можно применить?
    • Ограничение производственных мощностей, проблемы с эффективностью, обнаружение и устранение потерь, высокие затраты, проблемы с поставками, проблемы, связанные с потоком уникальных изделий…
  • Когда картирование потока НЕ стоит применять?
    • Проблемы с качеством сырья или готовых изделий, частые остановки и поломки машин, низкий моральный дух в команде или производственная культура, развитие поставщиков и т.д.

Уверен, если вы пройдетесь по списку, то найдете массу спорных или недостающих пунктов. К примеру, автор упоминает о качестве в категории “не применять”. Если понимать под выражением “Ingoing or outgoing quality problems” проблемы с качеством сырья и готовых изделий, то все встает на свои места. А если говорить о качестве тех же логистических, финансовых и кадровых процессов, то картирование потока очень даже кстати.

Таки не заостряйте внимание на перечне “когдашечек”. Автор пытался ими проиллюстрировать и пояснить свое мнение. Картирование потока создания ценности, хоть и достаточно универсальный инструмент, подходит лишь для визуализации потоков материала и информации. Если вам их нужно визуализировать аж 2 раза, то и картировать ни к чему.

Лин6Сигм / 14.12.2015 | Просмотров: 1136 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: картирование потока, VSM, бережливое производство, мнение
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb