22.06.2016 | Автор: dmagic | 1629 просмотров
Общее впечатление от тура (EST_2016)

Когда посещаешь один завод, в памяти остаются положительные и отрицательные наблюдения. Каждая компания делает что-то хорошо или просто лучше, чем остальные. Иначе как бы этой компании удалось оставаться на рынке? Эти ноу-хау составляют перечень положительных наблюдений. И каждая компания делает что-то, что можно делать лучше. Речь не идет о проблемах, с которыми сталкиваются все, но о неких ложных убеждениях или ограничениях, в которые она (компания) “уперлась лбом” и поэтому не замечает – двигается в их направлении, оставаясь на месте.

После 9 экскурсий подряд в голове все перемешано, как салат. Мозг за неделю привыкает к периодической очистке оперативной памяти. Поэтому как такового списка положительных и отрицательных моментов по каждому заводу в голове нет. Разумеется, все наблюдения остались где-то на уровне подсознательного, а резервная копия – на бумаге. Однако нужно, чтобы прошло время, чтобы все утряслось и систематизировалось. И только тогда в память вернутся отдельные решения, увиденные за неделю.

Зато осталось некое общее впечатление, общее видение надсистемы, находящейся выше отдельных заводов или компаний. Некое понимание трендов, которые сложились или складываются в наше время.

Одним из таких наблюдений является понимание того, что все компании можно разделить на 2 лагеря. В первом лагере компании обладают неким ноу-хау в области продукта, который они производят. Это могут быть запатентованные изобретения или инновации. Или что-то, что никто другой в этом мире не делает. Во втором лагере все остальные компании, которые такими преимуществами не обладают или этих преимуществ не так много, чтобы заказчик явно выделял их продукт на рынке.

В первом лагере никто никуда не спешит. Эффективность? Продуктивность? Да, слышали, но нас не столь интересуют некие показатели, выраженные в %, как сколько штук мы сегодня произведем и отправим заказчику. Когда ваш бренд занимает лидирующие позиции благодаря своим разработкам, инновациям и патентам, эффективность отходит на второй план. Вы готовы терять огромные средства из-за неэффективности, продолжая искать возможности остаться первым и единственным на рынке.

Во втором лагере следят за эффективностью, продуктивностью, сокращением расходов и т.д. Критически важными в таких компаниях становятся методы бережливого производства и шести сигм, нормирование труда и эргономика. В погоне за эффективностью вам не обязательно нужно быть первым, однако вы не можете себе позволить быть последним. Как только вы не успели за конкурентами, вашему делу пришел конец. Все это понимают, а потому вкладывают огромные средства в повышение эффективности.

В первом лагере никто не задается вопросами тотальной стандартизации и автоматизации процессов, что собственно логично, если каждый ваш продукт уникален. Если вам нужно производить качественнее, вы устанавливаете еще одну станцию контроля, а если нужно производить больше – строите новый завод или поглощаете конкурентов.

Попадая на завод из второго лагеря, диву даёшься, как все индустриализировано. Попадая на другой завод из того же лагеря, диву даёшься, как он похож на первый. А попадая на третий, понимаешь, что перед глазами негласный стандарт. Другим способом в этой промышленности не производят.

Один лагерь инвестирует в повышение эффективности, второй – в инновации. В первом лагере теряют немалые деньги из-за низкой эффективности процессов, а во втором – из-за огромных вливаний в стандартизацию и автоматизацию. Однако в каком бы лагере не находилось ваше предприятие, если к вам пришли на экскурсию – это хороший индикатор. Вероятно, что в своем лагере вы где-то на передовых позициях. Ведь никто не пойдет смотреть на неудачников.

Заводы, которые мне удалось посетить, к вниманию уже успели привыкнуть. Более того, чтобы попасть на заводы Škoda и KTM или в пивоварню Erdinger, вам не нужны знакомства или договоренности. Достаточно заплатить за официальный тур.

Своего рода бизнес-туризм – неплохая бизнес-модель для компании, которая пожелает выстроить из посетителей поток создания… не только ценности, но и дополнительной прибыли.

Хорошо ли окупается такой туризм?

Чаще всего компания рассматривает его через призму некоего маркетинга своих продуктов – как возможность расширить клиентскую базу или повысить лояльность существующих клиентов. К примеру, вместе с нами на KTM было еще 3 экскурсии. Одна состояла целиком из байкеров, запарковавших свои мотоциклы на стоянке рядом с нашим автобусом. Догадываетесь, какой марки были байки?

Второй немаловажный момент – это некая легализация “нелегалов”, которые и без того попадали бы на завод. Договориться с кем-то о визите с целью обмена опытом – милое дело. Однако если вы впереди, то у вас всегда будет больше визитеров-нелегалов, чем тех, кто может вам предложить полноценный обмен лучшими практиками.

И наконец, третий момент: кроме платы за экскурсию, на KTM, Škoda, Erdinger, BMW и Alianz Arena вам предложат посетить фан-шоп, где вы можете купить шариковую ручку за 5€. “Да какой дурак выложит за шариковую ручку 5 евро?” – спросите вы. Со мной в автобусе таких дураков оказалось 18. Я – девятнадцатый. Разумеется, мы не покупали шариковые ручки. Я не знаю, каков средний чек по нашей группе, но могу утверждать, что исключительно шариковыми ручками мы не обошлись.

Партизанский маркетинг – страшная штука. После визита на KTM мне не захотелось прокатиться на мотоцикле, как и не захотелось поваляться на больничной койке после визита в Linet. Однако что особенного во вкусе пива Erdinger, чем объясняется цена подшипников Koyo, почему стоит посетить футбольный матч на Alianz Arena и покупать лыжи Völkl, пояснили очень доходчиво. А чтобы шум в цеху не препятствовал объяснениям, использовали вот такое штуки:

На фото выше экскурсионная система, которую используют на заводе Völkl. Очень простой интерфейс – только регулировка громкости. Вероятно, с такой системой можно проводить лишь одну экскурсию, так как нет возможности выбрать канал передачи. Система надежная – сломать трудно. Из недостатков могу заметить лишь неудобные наушники, от которых начинают болеть уши. Кроме того, нужно привыкнуть, что под подбородком висит что-то постороннее.

На Linet используют похожую систему:

Очень удобный наушник, однако нежный проводок вряд ли продержится долго.

На Škoda и KTM используют идентичные модели экскурсионных систем:

Из плюсов только интуитивно понятное управление. Из недостатков: тяжелый блок, висящий на шее, и специфическая конструкция наушника.

В Koyo Bearings используют беспроводной микрофон с портативной колонкой, которую можно носить на ремешке через плечо. Вероятно, такая систем более надежна, чем все те, что показаны выше. Однако звук колонки не справляется в слишком шумных цехах и может отвлекать рабочих. В Erdinger-е также используют беспроводной микрофон. Требуется он исключительно на 2-3-х участках тура, а потому вместо портативной колонки звук передается на встроенные колонки в потолке.

На сегодня все. Напомню, что начало тура описано в заметке European Study Tour 2016. Буду продолжать систематизировать выводы и наблюдения, в чем немало поможет подготовка и публикация заметок на сайте.


UPD 17.11.2016: Общее впечатление от тура (EST_2016). Часть вторая

Еще перед описанием всех производственных и непроизводственных площадок, которые мы посетили за неделю, я поделился своими наблюдениями. Первый букет эмоций самый яркий. Но по прошествии определенного времени и систематизации своих записей остается послевкусие, которое, как и у хорошего коньяка, может создавать непередаваемый эффект. В этой заметке я попробую поделиться им и создать нечто подобное у читателей нашего блога.

Итак, давайте еще раз посмотрим, как выглядел наш тур:

Всего 5 дней, 7 предприятий в 3-х странах и 2 экскурсии свыше того, 1800 км пути и более 20 часов, проведенных в автобусе. Что останется в сухом остатке, если добавить к этому еще несколько месяцев размышлений над увиденным?

ИНТЕРЕСНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО

Среди визитов были абсолютно уникальные – договоренные с руководством конкретного завода. Тут нас сопровождали руководители высшего звена и делились важнейшими мнениями о производственной системе. Были откровенно коммерческие визиты, в которых нас сопровождали гиды, поливая все соусом из фактов и цифр. В случае пивоварни наш визит совпал с простоем цеха: кто пришел попить пива – не разочаровался, кто пришел посмотреть производственную систему, – вероятно, как и я, чувствовал, что потерял время.

Как бы там ни было, не стоит пропускать любую возможность пойти в Gemba. Даже не сомневайтесь, если она (возможность) замелькает на горизонте. Тут можно многое увидеть, многому научиться… и многое упустить из виду. Поэтому даже повторные визиты откроют вам много нового. Тем более что технологии постоянно меняются, а производственные линии непрерывно улучшаются и оптимизируются.

ПОЛЕЗНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО

Увиденные решения и подсмотренные хитрости всегда можно перенять и применить в своей работе. Я пробовал посчитать идеи, которые с коллегами удалось реализовать после визитов. Когда счет дошел до 10, понял, что это бессмысленно. Список просто огромный, и мы то и дело возвращаемся к отчету о поездке и фотографиям с заводов, чтобы его пополнить.

МНЕНИЕ ОБ УВИДЕННОМ

Некоторые площадки я могу назвать более интересными. Ниже вы найдете список всех организаций, которые удалось посетить в рамках тура. От самой интересной, на мой взгляд, до наименее интересной и познавательной. Также я добавил пару комментариев, в попытке превратить список в некую шкалу “интересности”:

  1. Koyo <- очень рекомендую
  2. Linet
  3. Kiekert
  4. Skoda <- будете рядом, загляните
  5. KTM
  6. Alianz Arena
  7. Volkl
  8. BMW Museum <- для любителей бренда и ценителей инженерной мысли
  9. Erdinger <- можно зайти выпить пива

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Все мои наблюдения и размышления уложились в 25 заметок блога. Я надеюсь, вам было интересно читать репортажи и, надеюсь, вы не поскупитесь поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Я буду рад узнать:

  • Какой репортаж для вас был самым интересным?
  • Что вам запомнилось или понравилось более всего?
  • Какие заметки вы советовали коллегам или делились с друзьями в соцсетях?
  • Что еще вы хотели бы узнать из репортажей?
  • Что вы смогли применить в своей работе?

<<< Предыдущая часть

Следующая часть >>>

Gemba-тур / 22.06.2016 | Просмотров: 1629 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 1 / Теги: мнение, бережливое производство, Gemba
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
0
1
Начало очень интересное, но про динамики/наушники мне лично мало интересно. Каждому свое, понятно. Начальная часть существенно полезнее, хорошая иллюстрация к S-кривой развития компаний в рынке.
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2021            Хостинг от uWeb