17.08.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 833
Знаниевые активы

Мы уже разобрались с вопросом «зачем нужно управлять знаниями», но еще не разобрались с тем, что же такое знания, которым собрались управлять.

Принято различать понятия «данные», «информация» и «знания». Универсальных определений для этих понятий нет. Под данными принято подразумевать некоторые сведения, факты, зафиксированные определенным образом (ручкой на бумаге, в файле на компьютере и т.п.). Если эти данные проанализированы и каким-то образом преобразованы (например, систематизированы, классифицированы), то они превращаются в информацию. Люди работают с данными не просто так, а потому, что ищут ответ на какой-то вопрос. Исходя из этого вопроса  (запроса) и производится анализ, синтез, классификация и другие магические действия. Например, база данных на компьютере представляет собой некую таблицу фактов. Когда пользователь создает запрос для этой базы данных, она возвращает ему информацию – определенным образом подобранные и сгруппированные данные.

"Информация - это ответ на заданный вопрос"
Э. Голдратт, «Стог сена»

Отличием знаний от информации является их привязка к человеку. Знания – это информация, усвоенная человеком, каким-то образом рассортированная по полочкам в его мозге и прочно связанная с контекстом его конкретного опыта, убеждений, идей и ценностей.

"В книгах, базах данных, программах нет знаний, в них можно найти лишь информацию. Носитель знаний — человек, они человеком поддерживаются, переходят от одного к другому и, наконец-то, используются человеком правильно или неправильно"
Питер Друкер

Конечно, Питер Друкер очерчивает знания очень узко. Фактически, он говорит о том, что знания существуют только в голове конкретного человека, но как только он их фиксирует определенным образом (как я, например, в момент написания этой заметки), знания становятся информацией. В практике управления знаниями, да и в повседневной жизни тоже, принято рассматривать знания в более широком контексте – как информацию, усвоенную человеком определенным образом и хранящуюся в его голове или зафиксированную им на каком-нибудь носителе. Т.е. если данные – это просто факты, информация – это проанализированные и систематизированные данные в соответствии с каким-то вопросом, то знания – это личная точка зрения человека по этому вопросу. И поскольку каждый день мы усваиваем новую информацию и обогащаемся новым опытом, наши знания постоянно трансформируются.

С точки зрения фиксации принято разделять знания на 2 вида:

  • Формализованные (явные, explicit) знания – те, которые легко зафиксировать или передать (рассказать коллеге, нарисовать в виде схемы или графика, изложить в виде заметки или отчета и т.п.).
  • Неформализованные (неявные, tacit) знания – те, которые сложно структурировать, вербализовать, а значит, и зафиксировать или передать. К этому виду относятся, например, приобретенный опыт, «чутье», догадки, неосознанные ценности. Неявные знания зачастую передаются с помощью примеров, образов, аллегорий и метафор. Формализация неявных знаний (перевод их в категорию явных) путем осмысления, структурирования, выявления закономерностей и т.п. – важнейшая и одна из самых трудных задач управления знаниями.

Количественное соотношение явных и неявных знаний часто представляют в виде айсберга:

К сожалению, бОльшая часть неявных знаний никогда не формализуется и уходит вместе с человеком.

Конечно, не все личные знания человека представляют ценность для организации. Совокупность знаний, накопленных в организации – как формализованных в виде регламентирующих и проектных документов, презентаций, рекламных материалов и т.п., так и неформализованных, остающихся в головах сотрудников, - представляет собой организационное знание.

Организационное знание содержит ответы на вопросы: «что?», «как?» и «почему/зачем?». Нередко ответы на разные вопросы относительно одного объекта находятся в разных частях организации. Например, при разработке новой продукции маркетолог знает, почему именно такой продукт нужно сейчас выпустить на рынок, конструктор и дизайнер дают ответ на вопрос «что?» (представляет из себя этот продукт), а технолог отвечает на вопрос «как?» (должен быть изготовлен продукт). Отсюда логично вытекает постулат о необходимости командной работы для объединения всех знаний о продукте в одном месте.

Почему организационное знание называют знаниевыми активами? Думаю, те, кто прочел заметку «Зачем нужно внедрять управление знаниями?», без труда ответят на этот вопрос. Сегодня роль знаний в создании добавленной стоимости и получении компаниями прибыли огромна, поэтому знания рассматриваются как актив наряду с материальными и финансовыми активами. Правда, их очень трудно оценить и включить в годовой баланс, хотя такие попытки неоднократно делались и продолжают делаться. Впрочем, оценка знаниевых (интеллектуальных) активов – это тема отдельного разговора.



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 17.08.2016 | Просмотров: 833 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb