31.08.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 1294
Цикл знаний. Часть 2.

В предыдущей части заметки мы рассмотрели первые два этапа цикла знаний. Теперь рассмотрим два последних.

ЭТАП 3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ
Есть 2 пути распространения (передачи) знаний:

  • прямой – от человека к человеку;
  • опосредованный – когда носитель знания фиксирует его в каком-либо виде (см. предыдущий этап «Организация знания»), а получатель знания берет его уже из этого промежуточного источника.

Не зависимо от того, каким путем распространяются знания, основой для распространения является создание общего языка – операциональных определений в терминологии Э. Деминга.

«Слова не имеют значения, если они не могут быть преобразованы в действия, с которыми соглашаются все. Операциональное определение дает возможность передачи смысла с помощью понятий»
Э.Деминг

Зачем это нужно? Чтобы избежать разночтений. Чтобы гарантировать, что получающий знания правильно понимает то, что до него пытается донести отдающий знания. Есть известный эксперимент со словом «собачка»: если произнести это слово перед несколькими людьми, у каждого возникнет свой образ собачки, и эти образы совпадают нечасто (от дворняжки с отвислыми ушами до знака @). А ведь это очень простое слово! Что уж говорить о более сложных понятиях.

Именно поэтому при формировании базы знаний важно прописывать глоссарий, а при передаче знаний прямым путем нужно обязательно уточнить, как собеседник понял донесенную до него информацию.

Какие формы может принимать прямой путь распространения знаний? Это может быть:

  • совещание;
  • рабочая группа по проекту или для решения конкретной проблемы;
  • сессия с привлечением фасилитатора (стратегическая сессия, ретроспектива проекта, форум для обмена опытом и лучшими практиками, дискуссионная панель и т.п.);
  • он-лайн форум;
  • тренинг, семинар, лекция;
  • наставничество;
  • личная консультация;
  • интервьюирование;
  • сторителлинг (запуск корпоративных «баек» - историй об успехах/провалах как способ распространения извлеченных уроков).

В некоторых случаях (например, тренинг, наставничество, личная консультация) можно четко выделить носителя знания (отдающего) и потребителей знания (принимающих). В других случаях (совещания, рабочие группы, форумы и т.д.) все участники являются как носителями, так и потребителями знания. Каждый из них вносит свою лепту в процесс распространения знания.

Что важно учитывать при организации передачи знания прямым путем?

  1. Этот путь наиболее эффективен для распространения неявных знаний.
  2. Ключевой момент в прямой передаче знаний – доверие. Получающие знания должны доверять отдающему как эксперту. Эксперт не должен видеть угрозы в распространении своего знания и должен быть готов делиться знанием.
  3. Эксперты должны быть доступны. Получатели знаний должны иметь представление, к кому обращаться с тем или иным вопросам, и у них должна быть возможность обратиться к этому человеку (т.е. известны контакты эксперта, у эксперта есть время и желание ответить на вопрос). С этой целью в крупных компаниях делают аналог «желтых страниц» - базу данных экспертов с фотографиями, контактами и кратким описанием областей компетенций.  Для этого же организуются сообщества практиков, корпоративные он-лайн и офф-лайн форумы, семинары и конференции, «ярмарки» знаний.
  4. Важно не то, какая информация передается, а то, что в результате остается в голове получателя информации (нужно работать с операциональными определениями и формой подачи информации, умением формулировать, объяснять, упрощать и т.д.).
  5. При групповых методах передачи знаний необходима фасилитация процесса, иначе групповое обсуждение будет неэффективным.

Непрямой путь передачи знания тоже может иметь различные формы:

  • корпоративная база знаний;
  • корпоративная газета, электронный бюллетень или e-mail рассылка;
  • доски визуализации, стенды, «стена знаний»;
  • книги;
  • ссылки на сторонние по отношению к организации веб-сайты.

При организации непрямой передачи знаний нужно учитывать следующие моменты:

  1. Этим способом можно распространять только явные (уже формализованные) знания.
  2. Для этого пути выработка общих операциональных определений особенно критична, т.к. нет возможности по ходу разговора прояснить те моменты, которые получатель знания недопонял.
  3. Чем шире используются инструменты визуализации – тем лучше.
  4. Необходимо информировать получателей о местонахождении знаний и делать знания легкодоступными (делать рассылку обновлений в базе знаний, вешать доски визуализации в самых проходных местах и т.п.).

ЭТАП 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ

Неиспользуемое знание – мертвое знание. Люди используют только те знания, которые имеют для них практическую полезность. Поэтому важно с особой тщательностью формировать базы знаний, отсеивая все потенциально ненужное, и регулярно пересматривать базы, архивируя устаревшие знания. Еще один важный момент: необходимо постоянно анализировать вновь возникающие потребности в знаниях, т.к. в процессе работы появляются заявки на те знания, которых в организации еще не существует.

В процессе использования знания постоянно «встраиваются» в новый контекст и обновляются – исходя из опыта применения в новых ситуациях, эрудиции носителей знаний, постоянно поступающей новой информации. Поэтому цикл знаний – не замкнутое кольцо, а восходящая спираль, когда созданное знание, пройдя через этапы организации, распространения и использования, генерирует уже новое знание. Это текучий, непрерывный процесс. Его можно запустить (организовав новую компанию, например), но невозможно остановить. Обучение длиною в жизнь – как для людей, так и для организаций.



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 31.08.2016 | Просмотров: 1294 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb