14.09.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 1583
Стратегия управления знаниями

Управление знаниями – дисциплина относительно молодая и активно развивающаяся, поэтому в ней еще есть неустоявшиеся термины, а также понятия, которые со временем меняют свое значение. К таким понятиям относится, например, стратегия управления знаниями. Лет 15 назад под стратегией подразумевался подход, основанный на одном из путей распространения знаний (см. Цикл знаний. Часть 2):

  1. Выталкивающая (push) стратегия или «сокровищница» фокусируется на структурировании, кодификации и сохранении знаний в различных базах. Т.е. упор делается на опосредованный путь передачи знаний.
  2. Вытягивающая (pull) стратегия или «поток» фокусируется на организации личного взаимодействия сотрудников для передачи знаний прямым путем.

Подробное описание этих подходов можно найти, например, в одной из статей Harvard Business Review.

Однако с тех пор управление знаниями существенно продвинулось вперед, и сейчас под стратегией управления знаниями принято подразумевать постановку целей и развертывание плана действий по управлению знаниями в организации.

Стратегия призвана ответить на три вопроса:

  1. Где мы сейчас?
  2. Где мы хотим быть?
  3. Как нам туда попасть?

Ответ на вопрос № 1 дает оценка знаниевых активов организации. Такая оценка – довольно трудоемкий процесс, и нет смысла делать ее для всего организационного знания. Нужно расставить приоритеты на основе действующей бизнес-стратегии организации: какие области знаний являются критическими для ее реализации? Вот с ними и нужно дальше работать. На этом же этапе выполняется оценка рисков в области знаний (например, с помощью «шахматки знаний», о которой мы расскажем в одной из ближайших заметок).

Ответ на вопрос № 2 тоже зависит от бизнес-стратегии. Каких знаний не хватает вашей организации для достижения поставленных целей? Каким областям знаний нужно уделить внимание, исходя из оценки рисков? Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать цели в области управления знаниями.

Ответом на вопрос № 3 должен стать подробный план действий: задачи, ответственные, сроки, бюджет, критерии достижения целей. В общем, все то, чем занимается проектный менеджмент.

Также на этом этапе вам необходимо определиться с подходом к управлению знаниями и перечнем инструментов, которые составят вашу систему управления знаниями.

Современные авторы выделяют три подхода к управлению знаниями:

  1. Техноцентрический. Используя этот подход, вы концентрируете свои усилия на внедрении специального программного обеспечения, которое позволяет вам фиксировать, хранить и распространять знания.
  2. Организационный (процессный). Этот подход подразумевает выстраивание отдельных процессов для поддержания цикла знаний, а также встраивание поддерживающих процедур в другие бизнес-процессы организации. Примером такой процедуры может быть разбор полетов по результатам полученной от клиента рекламации.
  3. Экологический (человекоцентричный). Этот подход концентрируется на прямой передаче знаний при взаимодействии сотрудников организации.

Разумеется, в жизни ограничиться применением лишь одного из этих подходов не получится. В настоящее время в практике управления знаниями сложился своего рода «золотой стандарт» комбинации этих подходов:

Почему больше всего внимания уделяется экологическому подходу, основанному на взаимодействии людей? Причина в структуре организационного знания – помните айсберг, который мы рассматривали в заметке Знаниевые активы? Наибольшая часть знаний – неявные, поэтому их трудно передавать с помощью технологий и процессов. Такие знания легче всего передаются от человека к человеку в прямом контакте.

Все три подхода подразумевают использование определенных инструментов, которые мы рассмотрим в ближайшее время.

И в заключение хочется задать провокационный вопрос  - нужна ли вашей компании стратегия управления знаниями? И да, и нет. Формализованная стратегия – это прекрасно и очень важно, особенно для крупных компаний. Но некритично для небольших организаций. Если у вас есть видение ответов на все три вопроса, понимание подхода и инструментов, которые вы будете использовать, а ваша компания не перегружена излишним бюрократическим аппаратом, не думаю, что вам стоит тратить время на написание пухлого документа «Стратегия компании ХХХ в области управления знаниями». Просто определитесь с первыми шагами и начните что-то делать. Путь в тысячу миль начинается с первого шага. Удачи вам на этом пути!



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 14.09.2016 | Просмотров: 1583 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb