29.09.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 953
Шахматка знаний

В заметке Стратегия управления знаниями мы говорили о необходимости провести анализ рисков в области знаний. В книге Дэвида ДеЛонг и Стива Тротмана «The Executive Guide to High-Impact Talent Management» для этой цели предлагается использовать несложный инструмент – шахматку знаний.

В строках матрицы перечислены имена сотрудников, в столбцах – области знаний. Ячейки матрицы закрашиваются определенным цветом:

  • фиолетовым, если сотрудник в конкретной области знаний является экспертом и может быть наставником;
  • зеленым, если сотрудник хорошо разбирается в этом и может самостоятельно качественно выполнять соответствующую работу;
  • желтым, если сотрудник – новичок и/или нуждается в обучении.

В чем отличие шахматки знаний от традиционной матрицы компетенций?

  1. В матрице указываются роли/должности, а в шахматке – конкретные сотрудники.
  2. В ячейках матрицы указывается численная оценка требуемого уровня владения компетенциями (например, от 1 до 5) или просто ставится крестик напротив тех компетенций, которые нужны для данной должности, а в ячейках шахматки – заливка цветом, которую, в принципе, можно было бы заменить цифрами (например, 1-2-3). Но цвет, безусловно, более нагляден.

Оговорюсь, что речь не идет о матрице компетенций, принятой в управлении проектами – там своя специфика и немного другой подход.

Цель обычной матрицы компетенций – определить целевой уровень компетенций для каждой должности, чтобы в дальнейшем, опираясь на него, подбирать, оценивать и развивать сотрудников. Цель шахматки знаний – управление рисками в области знаний. Разберем на примерах.

В данной матрице красным выделены 3 сотрудника: №2, №5 и №8.

Сотрудник №2 – эксперт высокого уровня. С его уходом компания потеряет критические знания в областях 3 и 4. Нужно сделать его наставником и подключить к обучению других сотрудников.

Сотрудник №8 – либо новичок (т.е. еще не освоился), либо очень посредственный работник, который никак не может выйти на требуемый уровень работы. Надо разбираться с причинами этой ситуации.

Сотрудник №5 – хороший работник, но только в одной области. Надо разбираться, что ему мешает освоить смежные области.

Также красным выделены три области знаний - №1, №4 и №6.

Область знаний №1 явно требует проведения формального обучения. Все сотрудники, кроме одного, здесь «плавают», и нет ни одного эксперта. Т.е. тренера придется привлекать со стороны.

В области знаний № 4 есть только 1 эксперт и еще пара сотрудников, которые еще слабо разбираются в этом вопросе. Если эксперт уйдет из компании, никто не сможет выполнять работу качественно. Необходимо организовать передачу знаний от эксперта другим сотрудникам – например, в форме наставничества.

Область знаний №6, очевидно, является причиной регулярно возникающих конфликтов. Здесь 5 сотрудников уровня «эксперт». Если в компании процессы не стандартизированы, скорее всего, каждый из них делает работу по-своему и считает свой способ самым лучшим. Из-за этого возникают конфликты, плюс это вносит излишнюю вариабельность в процесс. Оптимальный способ решения проблемы – стандартизация.

Проанализировав ключевые области знаний с помощью этой шахматки, вы получите перечень проблем, над которыми необходимо работать в рамках реализации стратегии по управлению знаниями.

Если этот инструмент вас заинтересовал, предлагаю послушать короткое представление шахматки от ее автора – Стива Тротмана. Также дополнительную информацию о применении матрицы можно узнать по ссылке.

Управление знаниями / 29.09.2016 | Просмотров: 953 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 1 / Теги: Управление знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
0
1
Недавно подсмотрел весьма потешный пример шахматки знаний или скиллз матрицы (Skills Matrix):


Из этой матрицы следует, что Чак Норрис может все (кто бы сомневался?), а вот остальные сотрудники даже не могут друг друга подменить на работе.

Кстати, шаблон матрицы подготовки сотрудников (Skills Matrix) можно скачать на нашем сайте, перейдя по ссылке.
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb