05.10.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 650
Спираль знания

В заметке Знаниевые активы мы рассмотрели понятия явного и неявного знания. Сегодня мы пойдем чуть дальше и познакомимся с концепцией «Окно Джохари» и спиралью знания Нонаки и Такеучи.

Концепцию «Окно Джохари» разработали психологи Джозеф Лафт и Харри Ингам в середине прошлого века как модель самопознания человека. Для целей управления знаниями эта модель была немного переработана. Кто и когда это сделал, т.е. кому принадлежит авторство переноса концепции окна Джохари в управление знаниями, я так и не нашла. В современных публикациях эту матрицу дают без названия.

Итак, по сути, это обычная матрица 2х2. В ней явное и неявное знание дополнительно разделяются с точки зрения осознанности.

Осознанное знание – это та часть нашего знания, наличие, границы и структуру которого мы четко понимаем. Это именно то, что чаще всего подразумевают под словом «знания». Например, я могу перечислить те разделы математики, которые я помню из школьного курса и в рамках которых смогу решать задачи.

Осознанное незнание – это ситуация, когда мы четко понимаем, что вот в этой области нам знаний не хватает. К примеру, я собралась во Францию и осознаю, что французского языка я не знаю, а он сейчас как раз и пригодился бы.

Неосознанное незнание – это то, чего мы не знаем и о существовании чего даже не догадываемся. Например, наверняка существуют разделы высшей математики, о которых я не подозреваю.  Они есть, но для меня их нет. Соответственно, я не смогу осознанно развиваться в этом направлении.

И последняя ячейка – неосознанное знание – самая интересная с точки зрения концепции управления знаниями в организации. Это то знание, которое у человека есть, но он его как знание в силу каких-то причин не воспринимает и не осознает. Как правило, это накопленный опыт, который еще не систематизирован, не формализован и не вербализован.

В 1995 году Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи, исследователи управления знаниями в японских компаниях, предложили модель перехода видов знания и назвали ее спиралью знаний. Идея модели заключается в том, что организационное знание создается и распространяется путем социального взаимодействия его явной и неявной составляющих. Это взаимодействие создатели модели назвали трансформацией знания.

Существуют 4 способа такой трансформации:

  1. Переход неявного знания в неявное – это социализация. Так учатся дети в любом коллективе. Они присматриваются и быстро перенимают принятые правила игры и нормы поведения (хотя в явном виде им далеко не всегда объясняют, что принято в этой группе).
  2. Переход неявного знания в явное – экстернализация (изнутри наружу). То самое «вытягивание» неявного знания путем саморефлексии, работы с коучем или фасилитатором. Например, когда начинаешь понимать, что у тебя что-то получается не случайно, а при соблюдении ряда условий. Именно этот способ трансформации знаний является ключом к решению проблем и созданию прорывных инноваций. Многие инструменты 6 сигм, ТОС, бережливого производства работают с неявным знанием с целью его экстернализации.
  3. Переход явного знания в явное – комбинация. Типичные примеры – небольшие инновации и перенос лучших практик. Когда владелец кафе подсмотрел в дорогом ресторане, что прохладным летним вечером на террасу посетителям выносят пледы, и на следующий день пошел покупать пледы для своего кафе. Ну и когда я пишу заметки по управлению знаниями, а вы их читаете – это тоже комбинация как переход явного знания в явное.
  4. Переход явного в неявное – интернализация (снаружи внутрь). Примером является процесс наработки опыта. Когда человек постепенно обучается мастерству, поначалу каждый шаг дается с трудом и осознанно контролируется. Постепенно навыки оттачиваются, и контроль над определенной частью работы уходит в подсознание. Через какое-то время мастер забывает, почему он делает так, а не иначе – просто делает и все. И получает стабильно высокий результат. Интернализация может происходит и в общении – когда явное знание одного человека переходит напрямую в неявное его собеседника. Так работает сторителлинг. В правильно составленных историях вместе с фактами передается и контекст события, на котором зачастую не фокусируется внимание слушателя, поэтому контекст усваивается сразу подсознанием как неявное знание. Но контекст во многих случаях играет решающую роль для применения знаний о фактах из рассказанной истории.

Откуда же берется спираль в этой модели? Создание организационного знания – это непрерывное взаимодействие неявного и явного знания через различные формы трансформации.  Социализация начинается с создания поля взаимодействия – пространства для общения и совместной работы. Диалог и коллективные размышления в ходе совместной работы запускают процесс экстернализации. Вновь созданное явное знание включается в уже существующий знаниевый контекст через образование различных связей («мостиков» от нового знания к тому, что мы уже знали до этого). Продолжение работы ведет к обучению на практике и запускает процесс интернализации. Неявное знание накапливается и начинает снова передаваться в ходе социализации с началом взаимодействия с другим сотрудником. Спираль выходит на новый виток.

Что дает нам знакомство с моделью спирали знаний? Понимание условий эффективного создания и распространения организационного знания:

  • Наличие поля взаимодействия (рабочая группа по решению проблемы, пара наставник-ученик, проектная команда).
  • Осмысление и структурирование накопленного опыта – самостоятельно отдельным сотрудником, в паре с коучем или наставником, в группе с фасилитатором или без.
  • Возможность свободного обмена формализованными знаниями.
  • Возможность апробации новых знаний на практике – в экспериментах или текущей деятельности.


OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 05.10.2016 | Просмотров: 650 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb