17.10.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 437
Точки неформального обучения

В предыдущей заметке мы обсудили точки формального обучения. Сегодня двигаемся дальше и рассмотрим точки неформального обучения.

Что такое неформальное обучение? Это приобретение нами знаний и опыта без четкой программы, структуры, зачастую спонтанно. Например, это может быть приобретение опыта при реализации нового проекта или решении трудной рабочей задачи, обмен опытом при общении с коллегами, наставничество, общение с консультантами и много чего еще. В свой список я включила раздел «Адаптация новичков», т.к. в большинстве компаний новички обучаются именно неформально – путем интенсивного погружения в новую рабочую среду. Однако если вы реализуете все пункты этого раздела, можете смело причислять адаптацию к формализованным процедурам.

Вот сама карта точек неформального обучения:

Думаю, некоторые пункты стоит объяснить подробнее.

  1. В разделе «Адаптация новичков»:
    • «Проводник» – это человек, к которому вы прикрепляете новичка. Можно сказать «наставник», но здесь немного другая цель – не столько передать профессиональные знания, сколько помочь новичку как можно быстрее освоиться на новом месте. Поэтому в качестве «проводника» может выступать даже специалист другого отдела. Лишь бы его можно было быстро и легко найти, и общение с новичком ему не было в тягость.
    • «Вводная книга». Если вы соберете в одну папочку все, что должно быть под рукой у нового сотрудника (список контактов, правила внутреннего распорядка, стратегия и политики компании, кодекс корпоративной культуры и что там еще у вас есть), вы тем самым сильно облегчите ему жизнь, а «проводника» избавите от многих лишних вопросов.
    • Нормативно-методическое обеспечение – это должностная/рабочая инструкция, положение о подразделении, регламент бизнес-процесса и т.п. Познакомьте с ними новичка в первый день работы.
  2. В разделе «Работа с клиентами» указаны два ключевых вопроса, которые вы должны держать в фокусе: «голос клиента» и рекламации. Существует множество инструментов для того, чтобы изучать потребности клиентов («слышать их голос») и эффективно работать с рекламациями. Какой из них вы выберете – не принципиально. Важно, чтобы в компании этим занимались всерьез. Изучение потребностей и жалоб клиентов дает массу возможностей для обучения и развития. Билл Гейтс говорил: «Ваши самые несчастные клиенты – это ваш самый главный источник для изучения». Прислушайтесь к нему!
  3. Один из наиболее богатых возможностями разделов – это внутренние коммуникации.
    • Стратегическая сессия – это необязательно то, что вы подумали. Этим термином я попробовала обобщить все те встречи, на которые собираются ваши сотрудники для того, чтобы обсудить, где ваша компания находится сейчас и куда стремится, а также обменяться идеями и лучшими практиками. В Канадской ассоциации сотрудничества, например, это называется «неделя обучения». У вас такого нет? Тогда стоит попробовать.
    • Gemba walks. У этого термина есть вполне конкретное значение в рамках бережливого производства. Но давайте посмотрим шире: как руководство вашей компании коммуницирует со своими подчиненными? Откуда узнает о проблемах и трудностях? Если только на совещаниях от ближнего круга замов или из отчетов – дело плохо. Для руководителя каждый поход в гембу – прекрасная возможность узнать много нового о своей компании.
    • «Стена знаний» - термин Канадской ассоциации сотрудничества. Они буквально выделили целую стену в длинном коридоре для распространения важной информации и рисуют прямо на ней. Но в этот раздел я включаю все способы визуализации информации на стендах в цехах, кабинетах и коридорах.
    • «Курилка». Очень важная точка обучения! Место, где вы с коллегами устраиваете мозговые штурмы и обмениваетесь лучшими практиками. Курить при этом необязательно – можно собраться у кофе-машины за чашкой кофе или у бойлера с водой. Некоторые авторы книг по управлению знаниями относят кофе-машину к инструментам обучения J
    • «Обратная связь». В вашей компании принято давать обратную связь сотрудникам? Я сейчас не о выговорах и «разносах» с криком, которые устраивают некоторые руководители своим подчиненным. Я о структурированной обратной связи, которая помогает сотруднику расти и развиваться. Если нет – прочитайте вот эту заметку и берите на вооружение.
  4. В разделах «Кризисные ситуации» и «Проекты» есть одинаковые пункты – Lessons Learned и Lessons2Learn. Об этих инструментах есть много информации на нашем сайте. А вот на чек-листах я бы хотела остановиться подробнее. В управлении знаниями принято выделять 3 вида обучения: обучение ДО, обучение В ПРОЦЕССЕ и обучение ПОСЛЕ. Так вот, Lessons Learned – это ваше обучение в процессе реализации проекта, Lessons2Learn – это обучение после, а чек-лист – удобный инструмент для обучения до. Прежде, чем приступить к реализации нового проекта (подготовке тренинга, сборам в отпуск, переезду офиса в новое помещение и т.д.), соберите максимум информации, какую только можете найти по теме, и составьте из нее чек-лист из пунктов, которые обязательно необходимо сделать.
  5. Раздел «Совещания» особенный. Совещания проводятся во всех компаниях, но мало кто делает это эффективно. И зря, потому что они могут стать прекрасным инструментом управления знаниями – на них происходит обмен информацией и может рождаться новое знание. Об эффективном проведении совещаний мы обязательно поговорим отдельно.

Как видите, есть над чем подумать и с чем поработать. Все собранные на этой карте пункты изначально не имели никакого отношения к управлению знаниями, хотя без них не вырастить знаниевую культуру в организации. Процесс этот кропотливый и небыстрый, но дорогу осилит идущий. Впереди у нас несколько заметок, в которых мы рассмотрим ряд важных инструментов управления знаниями по отдельности.



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 17.10.2016 | Просмотров: 437 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb