20.10.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 611
Расскажем историю?

Одна из самых сложных проблем в управлении знаниями – перевод неявного знания в явное и его фиксация. И для решения этой задачи очень успешно применяется… сторителлинг.

Сторителлинг существовал всегда (вся мировая литература тому подтверждение). И даже в бизнесе он применяется давно и очень успешно. Лет десять тому назад команда (будущих) бизнес-аналитиков, только что принятых на работу в компанию, производившую молочную продукцию, приехала на обучение в Москву. И я в их числе. Уже в первые дни мы услышали историю инновации, положившей начало успешному развитию компании – о фасовке творога в небольшие пластиковые ведерки, которые руководители компании подсмотрели у производителей красок. Фасовать творог в ведерки они начали в те далекие времена, когда все остальные производители молочки по старой советской традиции поставляли творог в магазины в огромных алюминиевых бидонах (люди 30+ понимают, о чем я). Разумеется, это стало неоспоримым конкурентным преимуществом, и спрос на творог этой компании взлетел до небес.

Прошло 10 лет – я помню эти ведерки до сих пор. Думаю, как и все мои коллеги :) Сторителлинг работает, причем очень эффективно. Но только совсем недавно ему стали уделять так много внимания. И не последнюю роль в этом, мне кажется, сыграло переосмысление роли сотрудников в компании. В мире, где конкурентным преимуществом становятся знания и инновации, идет настоящая битва за таланты. И проблемы мотивации, вовлечения, приверженности персонала вышли в топ-лист повестки дня. На этом фоне сторителлинг прочно обосновался среди инструментов менеджеров.

Итак, для чего используется сторителлинг в большинстве организаций?

  1. Прежде всего, для трансляции миссии, видения и стратегии компании. Сторителлинг позволяет донести все эти немного заоблачные вещи до рядовых сотрудников компаний и включить сотрудников эмоционально, сформировав приверженность и обеспечив вовлеченность.
  2. Для построения бренда компании – на этот раз, донося идею бренда и формируя эмоциональную связь с другой группой стейкхолдеров – потребителями.

«Забудьте о пауэр-пойнте и статистике. Чтобы вовлечь людей на самом глубоком уровне, вам нужны истории»
Роберт МакКи

Однако в организациях, выстраивающих систему управления знаниями, возникают и другие области применения этого инструмента.

  1. На этапе создания знания. Используя истории для описания проблемы, которую нужно решить, потребности клиентов, которую нужно удовлетворить, мы через образы и ассоциативное мышление стимулируем креативность тех сотрудников, которым придется работать над этими задачами. И обеспечиваем их эмоциональную вовлеченность. Креативность и эмоциональная вовлеченность – важные факторы процессов problem solving и создания инноваций.
  2. На этапе фиксации знаний. Информацию об успешных проектах можно зафиксировать в виде сухого отчета, а можно создать легенду (например, «легенду о ведрах»), которая будет жить в компании годами и вдохновлять ее сотрудников. А еще можно снимать на видео короткие интервью с участниками проекта, в которых они будут делиться своими извлеченными уроками, и размещать их на корпоративном канале Youtube для просмотра всеми сотрудниками.
  3. На этапе обучения. Иллюстрация теоретического материала с помощью ярких историй существенно улучшает его понимание и запоминание.

Инструмент этот настолько эффективен, что его применяют даже… в полиции! В 2010 году в Гонконгской полиции была запущена программа «Yung Shue Tau».  Yung Shue Tau – это название площади перед  храмом Tin Hau в Гонконге. В старину на эту площадь приходили старики и делились своей мудростью со всеми, кто приходил их послушать. Такое название символизирует культуру передачи знаний, опыта и мудрости через рассказы от старшего поколения к младшему.

Ряд инструкторов в полиции прошли специальное обучение навыкам «извлечения» и анализа историй. Их силами за время, прошедшее с момента запуска программы, было опрошено более сотни полицейских и собраны и обработаны тысячи историй. Иногда на основе собранных историй снимаются учебные фильмы, с помощью которых опыт распространяется между подразделениями полиции. Постепенно внутри полиции создавалась культура сторителлинга. Сотрудники начали делиться историями с коллегами, минуя специальных инструкторов. Каждый становится и рассказчиком, и слушателем. Сторителлинг также используется для создания брэнда полиции – с его помощью формируется определенная репутация у населения города.

Ну что, начнем рассказывать истории?



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 20.10.2016 | Просмотров: 611 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Storytelling, Управление знаниями
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb