27.10.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 578
Кто в вашей компании управляет знаниями?

Если в вашей компании зародилась идея стать самообучающейся организацией, одним из первых встанет вопрос, кто именно должен заниматься этим проектом. Для начала нужно понять разницу между проектной и процессной деятельностью в данном конкретном контексте. Управление знаниями не может быть проектом в классическом понимании этого термина – т.е. быть ограниченным во времени. Управление знаниями – это навсегда. Поэтому когда вы возьметесь за решение этой амбициозной задачи, вам придется пройти через два этапа:

  1. Проект создания системы управления знаниями (СУЗ). Этот этап желательно оформить по всем правилам проектного менеджмента – со сроками, ответственными, прописанным результатом и выделенным бюджетом. В ходе проекта вам предстоит создать дизайн (как сейчас модно говорить) СУЗ, соответствующий условиям и потребностям конкретно вашей компании, а затем запустить ключевые элементы СУЗ.
  2. Перевод СУЗ «на процессные рельсы». На этом этапе вам нужно сделать управление знаниями частью регулярных бизнес-процессов компании, введя соответствующие работы в должностные обязанности конкретных лиц.

О проекте создания СУЗ мы обязательно еще поговорим отдельно, а пока перейдем сразу ко второму этапу – так кто же конкретно будет заниматься управлением знаниями в вашей организации?

Здесь возможны варианты. Давайте для начала очертим круг функций, которые должны быть реализованы в рамках управления знаниями:

  • функции библиотекаря (закупка, учет, выдача книг корпоративной библиотеки);
  • фиксация знаний в базе знаний;
  • индексация и каталогизация содержимого базы знаний;
  • «информационное брокерство» - помощь в поиске нужной информации и/или людей, обладающих такой информацией;
  • ведение книги лучших практик;
  • ведение базы рацпредложений и контроль за их реализацией (здесь может целая комиссия понадобиться);
  • подготовка регулярных рассылок – «бюллетеней знаний»;
  • обновление материалов на стендах и других местах размещения визуализированной информации;
  • ведение раздела новостей на корпоративном портале;
  • модерация онлайн форумов и оффлайн встреч участников сообществ практиков;
  • фасилитация сессий ретроспективы1, совещаний, мозговых штурмов;
  • проведение финального интервью;
  • создание и курирование программ наставничества;
  • анализ рисков и выявление критических областей знаний;
  • проведение аудита знаниевых активов;
  • анализ «разрывов» в знаниях и проектирование программ обучения для их закрытия;
  • разработка стратегии управления знаниями.

Как видите, выполнение некоторых из этих функций можно включить в должностные обязанности специалистов по работе с персоналом, секретарей, руководителей структурных подразделений. В некоторых компаниях уже существуют обширные технические архивы со штатной должностью библиотекаря. Где-то издается корпоративная газета, у которой есть редактор и штатные журналисты – они могут взять на себя часть функций. Вы вряд ли обойдетесь без привлечения специалистов ИТ-департамента. Что-то вполне может стать частью повседневной работы менеджеров по развитию и бизнес-аналитиков. В создание стратегии по управлению знаниями будут вовлечены все топ-менеджеры. Однако модерация, фасилитация, проведение аудита знаниевых активов, как минимум, требуют соответствующих навыков, а значит – дополнительного обучения для тех, кто будет выполнять эти функции. Возможно, их сможет выполнять кто-то из департамента по работе с персоналом, а может и нет. Тогда вам придется нанять на работу менеджера знаний (knowledge manager или knowledge officer). А может, в вашей компании работа по управлению знаниями будет поставлена настолько серьезно, что вам понадобится целый директор по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer). В любом случае, решать, как будет выглядеть ваша СУЗ и кто будет принимать участие в этом увлекательном процессе, вам и только вам.

______________________________________
1 О ретроспективе, финальном интервью, работе сообществ практиков и других инструментах управления знаниями будут отдельные заметки.



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 27.10.2016 | Просмотров: 578 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb