21.11.2016 | Добавил: dmagic | Просмотров: 645
5S: 2 примера натянутого каната

Я часто получаю критику от читателей, связанную с тем, что мои истории и примеры далеки от состояния большинства производственных площадок стран СНГ. Методы, которые я пропагандирую, решения, которыми делюсь… все это хорошо для Европы, но абсолютно не подходит для России (Украины, Беларуси, Казахстана – нужное подчеркнуть).

Я так вам скажу: читать блог – дело добровольное, можете перестать в любой момент. Вот прямо на этом предложении закрывайте страницу. Или… если же всё-таки интересно, то в этой заметке я приготовил для вас 2 примера 5S из старушки Европы. Плюс… немножечко размышлений и философских взглядов на простой – совсем несложный – инструмент 5S.

Те, кто периодически читает блог SixSigmaOnline.ru, помнят пост, в котором я сравнивал 5S с натянутым канатом. Я понимаю, что столь нестандартный взгляд на данный инструмент может показаться странным. Однако 5S – это не столько инструмент, сколько система, а потому пятью шагами тут не отделаться. В системе важны не только элементы, но и их взаимодействие. Причем две системы с одинаковым набором элементов (2 завода, к примеру) могут существенно отличаться друг от друга именно из-за отличия во взаимодействии элементов.

Пример 1

Представьте цех, который выглядит, как магазин Apple. Кроме того, что все сияет чистотой, на производстве действует строгое правило: никакой бумаги, картона, дерева или других материалов, способных создавать пыль. Раз в неделю (на выходных) плановое обслуживание всех станков и приспособлений, а перед началом первой смены (в понедельник) отводится час на уборку каждого рабочего места. Уборку производят сами операторы линий. К рабочим ячейкам подключена центральная система вытягивания, и если возникает небольшой простой, оператор может убрать на своем рабочем месте с помощью встроенного пылесоса.

Так может выглядеть производство будущего. Хотя для некоторых отраслей такие инвестиции оправданы уже сегодня. Но заметьте, о производственной культуре и слова пока не было.

Пример 2

Теперь давайте мысленно перенесемся в другой цех – цех, в котором производят бытовые товары. Чайники, холодильники, принтеры, телевизоры… Все, что вас окружает на работе и в быту. Оглянитесь – одна из этих штук точно найдется неподалеку.

Конкуренция на рынке бытовых товаров не позволит вам инвестировать в производство огромную сумму, а потому под ногами обычный наливной пол, а вокруг упаковка, из которой вы привыкли доставать новый холодильник: деревянные паллеты, картон и пенопласт. Набор дополняет метелочка и совок, которыми оператор убирает мусор под ногами после каждого производственного цикла.

Или не после каждого? Следим, наблюдаем, удивляемся… и не лень же ему? Подходим ближе и видим, что уборка прописана в рабочей инструкции. Т.е. убирает он не после каждого производственного цикла, а в каждом производственном цикле.

Сравнение

Разумеется, что на слух, да и на первый взгляд, пример 1 покажется более привлекательным, более чистым, более бережливым. Вот он! Истинный пример 5S на территории промышленного объекта. Однако поработав некоторое время в цеху, начинаешь замечать то, что на первый взгляд не увидеть – систему: натянут ли канат?

Как вы думаете, в каком из приведенных выше примеров канат натянут? А в каком натянут сильнее? Как часто нужно убирать?

Как и в заметке Представьте, что 5S – это веревка…, я утверждаю, что система 5S должна реагировать на отклонения немедленно. Не раз в неделю, не с возможностью дополнительной уборки в случае простоя, а именно немедленно. Только так можно понять, откуда и как появляется загрязнение. Только так можно создать прочный фундамент непрерывных совершенствований. А потому, если загрязнение появляется во время каждого производственного цикла, то и убирать следует во время каждого производственного цикла.

Вывод

Чем мне нравится сравнение с натянутым канатом? Натянутый канат не знает периодичности. Ему не рассказать, что раз в неделю проходит 5S-аудит, а раз в месяц – кайзен ивент. Система, как и натянутый канат, должна реагировать на нежелательный фактор немедленно, а не периодически.

В этой и предыдущей заметках мы “натянули канат” над уборкой. Это – третий шаг системы 5S. Всего же шагов 5, и каждый из них борется с отдельным нежелательным фактором. На каждый нежелательный фактор система обязана реагировать немедленно, а не периодически.

5S / 21.11.2016 | Просмотров: 645 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: мнение, 5s, Gemba
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb