24.11.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 577
Инструменты самооценки в управлении знаниями

При разработке стратегии управления знаниями очень важно определить отправную точку – где мы сейчас находимся. В этом помогают различные инструменты самооценки. С одним из них мы знакомились в заметке «Шахматка знаний». Сегодня хочу рассказать еще о двух инструментах – диаграмме «Река» и диаграмме «Лестница». Подробное описание этих инструментов и примеры их применения вы найдете в книге Криса Коллисона и Джеффа Парселла «Учитесь летать» (если сможете найти саму книгу – к сожалению, с 2006 года она не переиздавалась на русском). Оба этих инструмента предназначены для того, чтобы определить возможности перетока знаний внутри большой организации со множеством филиалов.

Диаграмма «река»

Порядок создания этой диаграммы следующий:

  1. Составьте перечень видов деятельности, которые вы хотите оценить.
  2. Создайте шкалу компетенций по каждому виду деятельности (например, от 1го до 5го уровня).
  3. Попросите представителей разных подразделений своей организации оценить работу подразделения в соответствии с разработанной шкалой.
  4. Собранные результаты нанесите на сетку диаграммы в виде линейных графиков.

Верхняя и нижняя границы полученного «рисунка», состоящие из отрезков графиков разных подразделений, представляют собой максимальный и минимальный уровень компетенций в вашей организации. Промежуток между ними похож на поток – отсюда и название диаграммы «река». Чем уже «русло реки», тем равномернее распределены знания внутри организации – соответственно, меньше возможностей для обмена знаниями между подразделениями. Чем шире русло, тем больше возможностей для перекрестного обучения. Положение верхней границы диаграммы также покажет вам, в каком направлении обучения нужно приложить больше усилий по всей компании.

Однако если у вас очень много подразделений, вам будет трудно с помощью этой диаграммы разобраться, как организовать обмен опытом внутри организации. Кто должен учить, а кто - учиться? Ответить на этот вопрос вам поможет второй инструмент.

Диаграмма «лестница»

Порядок составления диаграммы:

  1. Выберите те виды деятельности, по которым хотите организовать внутреннее перекрестное обучение. Для каждого вида деятельности строится отдельная диаграмма «лестница».
  2. Попросите каждое из подразделений оценить свои потребности в обучении («У нас уровень компетенции по виду деятельности А 2 балла – мы хотим поднять его до 4 баллов»). Разница между желаемым и существующим уровнями (в данном случае 4-2=2 балла) – это потребность в обучении.
  3. Расположите подразделения в ячейках матрицы в соответствии с полученными результатами.

Теперь вам наглядно видно, какие подразделения могут выступить поставщиками знаний, а какие будут «учениками». Дальше ваша задача – организовать обмен опытом с помощью ротации кадров, учебных командировок, внутренних тренингов и т.п.



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 24.11.2016 | Просмотров: 577 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb