05.12.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 510
Ретроспектива (Retrospective)

В предыдущих двух заметках цикла1 мы рассмотрели инструменты, которые используются на этапах «Обучение ДО» и «Обучение ВО ВРЕМЯ». Сегодня поговорим об инструменте, который используется на этапе «Обучение ПОСЛЕ» - ретроспективе.

Ретроспектива по своей сути очень похожа на разбор полетов и преследует те же цели – извлечь и зафиксировать уроки. Ее проводят после того, как завершилось какое-нибудь значительное событие: закрыт крупный проект, завершено слияние компаний, запущен новый филиал, разработан и выпущен на рынок новый продукт. Но она займет гораздо больше времени, чем разбор полетов, - от нескольких часов до нескольких дней. И здесь присутствие профессионального фасилитатора необходимо.

В ходе ретроспективы вам нужно дать ответы на следующие вопросы:

  1. Что должно было произойти?
  2. Что произошло не так, как изначально планировалось?
  3. Что получилось хорошо («мы продолжим это делать»)? Почему (какие навыки и компетенции этому способствовали)?
  4. Что не получилось («в следующий раз мы сделаем по-другому»)? Почему (каких компетенций или ресурсов, в т.ч. информации, нам не хватило)?

В процессе обсуждения будет полезно использовать  такие инструменты, как «5 почему», диаграмма сродства и диаграмма связей. Для более успешного проведения ретроспективы нужно учесть несколько моментов:

  1. Очень ответственно отнеситесь к вопросу подбора людей, которые будут участвовать в этом мероприятии. Если вы не пригласите какого-то ключевого участника событий, рискуете упустить критически важные знания. Если вы планируете в ближайшее время повторить этот опыт (например, запустить аналогичный проект), пригласите участников будущего события – таким образом вы совместите ретроспективу и совещание коллег. Это будет полезно для обеих сторон (тех, кто передает знания, и тех, кто их получает).
  2. По возможности заранее пообщайтесь с участниками. Объясните им цель мероприятия и постарайтесь донести его важность. Так вы снизите риск того, что кто-то проигнорирует приглашение к участию.
  3. С теми участниками, кто все же не смог присоединиться, заранее проведите интервью и запишите его на видео.
  4. Саму ретроспективу тоже надо записать на видео. На основе этого видео и записей, сделанных по ходу ретроспективы, готовится итоговый документ («история научения» в терминологии Арта Клейнера и Джрджа Рота), в котором будут зафиксированы все ключевые знания, полученные на этом проекте. Этот документ будет важной частью вашей корпоративной базы знаний.
  5. Если есть возможность – завершите ретроспективу небольшой вечеринкой. Ведь вы сделали большое дело – вам есть что отпраздновать!

Ну и, конечно, все замечания по поводу работы фасилитатора (см. заметку «Совещание коллег») остаются в силе.

______________________________________
1 См. «Совещание коллег» и «Разбор полетов»



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 05.12.2016 | Просмотров: 510 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, фасилитация
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb