14.12.2016 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 493
Фасилитационные инструменты от Нэнси Диксон

Нэнси Диксон – успешный практик управления знаниями с мировым именем. В своих проектах она часто использует фасилитационные и коучинговые инструменты. Некоторые инструменты Нэнси описала в ряде заметок, с которыми я хочу вас познакомить.

Прием «Дать и Получить». Используется на совещаниях, семинарах, презентациях. Его техника очень проста: в начале встречи попросите всех участников по очереди в течение 1-2 минут рассказать, в какой помощи они нуждаются или каким знанием, полезным для остальных, они могут поделиться. Обмен знаниями может длиться от 15 минут до часа, в зависимости от общей продолжительности встречи. Главное – погрузить участников в атмосферу взаимного обучения. Здесь не нужны инсайты и прорывы – люди должны получить ту информацию, которая важна для решения насущной проблемы. Возможно, за этот короткий промежуток они не узнают всего, что им нужно, но хотя бы получат пару идей. Когда вы начинаете мероприятие с такого обмена знаниями, вы транслируете людям идею «обмен знаниями важен для нашего бизнеса». На таких мелочах строится знаниевая культура.

«Круг взаимного обмена»

Этот инструмент перекликается с приемом «Дать и Получить». Его цель – продемонстрировать силу обмена знаниями, вовлечь участников в этот процесс. Хорошо использовать на корпоративном обучении, посвященном запуску проекта по созданию системы управления знаниями.

Оптимальное количество участников для этой техники от 15 до 30 (если больше – надо делить на 2 подгруппы). Все участники садятся в один большой круг.

Этапы проведения:

  1. Объясните цель: а) каждый участник должен получить помощь в решении своей проблемы; б) продемонстрировать ценность помощи коллег.
  2. Первый раунд (личный) – разогрев. Раздайте всем участникам пустые карточки и попросите написать по 1 вопросу из жизни вне работы, на который они хотели бы получить ответ. Например, «как можно провести время с десятилетним ребенком?» или «посоветуйте хороший фитнес-клуб». Чем точнее сформулирован вопрос, тем лучше. Дайте участникам 3-4 минуты подумать. Затем каждый участник по кругу должен назвать свое имя и прочитать свой вопрос. Другие участники внимательно слушают, и если у них есть ответ, - делают на обратной стороне своей карточки пометку: имя спрашивающего и суть вопроса. Обсуждать ответы на вопросы нельзя, но можно задавать выступающему уточняющие вопросы. Затем дайте участникам 10 минут на работу в парах: задача найти человека, ответ на вопрос которого знаешь, и обсудить с ним свое решение. Работать в группах нельзя – только в парах. Если тот участник, которому хочется дать ответ, уже с кем-то беседует, надо обратиться к другому. Через 10 минут нужно найти другого участника и обсудить с ним его проблему. После двух проходов все участники снова собираются в круг.
  3. Второй раунд (бизнес). Раздайте новые чистые карточки  и просите на этот раз написать вопросы по работе. Дальнейший порядок действий аналогичен первому раунду (по полминуты на озвучивание вопросов и 2 прохода по 10 минут на обсуждение проблемы).
  4. Третий раунд (извлечение уроков). Пройдите по кругу и попросите каждого участника рассказать, какую помощь он получил по одной из проблем (или по личной, или по рабочей). Если так получилось, что какой-то участник не получил помощи, пусть расскажет, кому и как он сам помог.
  5. Попросите участников рассказать о том, чему их научил этот опыт. Задача – подчеркнуть важность умения просить о помощи и оказывать помощь коллегам.

«Быстрое консультирование»

В основе этого инструмента лежит техника «knowledge cafe», которая, в свою очередь, берет начало из методики фасилитации «мировое кафе».  «Быстрое консультирование» используется как способ мозгового штурма – чтобы набрать множество разнообразных идей для решения нескольких несвязанных между собой проблем.

Эта техника включает в себя 7 этапов:

  1. Определите «владельцев проблем». Заранее выберите в группе, с которой собираетесь работать, несколько человек, у которых есть реальные, но не очень сложные проблемы, с которыми они хотели бы разобраться при помощи группы. Описание каждой проблемы должно быть кратким – укладываться в 3 минуты. Нужно заранее в индивидуальном порядке проконсультировать «владельцев проблем» по их роли: объяснить им правила активного слушания, важность признания вклада каждого участника, важность записи всех высказанных идей, даже если они повторяются и т.д. «Владельцы проблемы» будут выступать клиентами, а все остальные члены группы – консультантами.
  2. Организуйте пространство. Вам нужно разместить несколько команд в одной комнате достаточно близко, чтобы создать определенный «рабочий шум». Каждая команда располагается в отдельном кругу (вокруг стола или просто составив стулья по кругу). За каждым кругом закрепляется один «владелец проблем» - он сидит на месте, а группы консультантов перемещаются от одного стола к другому.
  3. Определите контекст. Объясните правила игры: на каждую сессию выделяется 15 минут, в течение которых «владелец» объясняет проблему, а «консультанты» дают ему предложения по ее решению, исходя из своего опыта и знаний. По звонку «консультанты» встают и перемещаются за следующий стол, чтобы заняться другой проблемой. Ограничение времени призвано уменьшить риск того, что кто-то пустится в долгие объяснения своего решения, не давая высказаться остальным. Вместо объяснений нужно сказать «владельцу проблемы», в каком источнике или у кого он может получить дополнительную информацию по теме.
  4. Проведите первый раунд. Следите за тем, чтобы «консультанты» работали быстро, и каждый успевал высказаться по проблеме.
  5. Повторите процесс. «Владельцы проблем» каждый раз должны вести себя как в первый: продолжать делать записи, не упоминать, что другая группа уже предлагала какое-то решение. Следите за активностью участников – более 3-4 раундов подряд могут их утомить. Понадобится перерыв.
  6. Попросите обратную связь. Акцентируйте внимание на том, что «владельцы проблем» не должны судить о квалификации консультантов.
  7. Предложите продолжить общение и обмен опытом для решения проблем за пределами сессии «быстрого консультирования». Участники могут собираться для решения проблем лично или создать свою группу в соцсетях для обмена знаниями и опытом.

«Истории по кругу»

Я уже писала о важности сторителлинга в управлении знаниями. Нэнси предлагает технику, с помощью которой можно вовлечь в этот процесс целую группу людей одновременно. Цель «историй по кругу» - извлечь и зафиксировать знания (в т.ч. неявные) по какой-то одной теме.

Этапы проведения:

  1. Определите контекст: объясните, зачем нужно рассказывать истории (у каждого из участников есть свой успешный опыт) и задайте тему (например, «Расскажите историю о том, как вам удалось построить хорошие отношения с клиентом – лучшее из того, что сможете вспомнить»).
  2. Дайте участникам пару минут сосредоточиться и обдумать свой рассказ. Важно, чтобы участники решили, какую историю расскажут, еще до того, как услышат первый вариант, т.к. иначе следующие участники могут начать рассказывать истории, аналогичные первой услышанной – срабатывает ассоциативный ряд.
  3. Расскажите первую историю сами, чтобы дать образец – какой должна быть продолжительность рассказа, насколько он должен быть детальным. Акцентируйте внимание на тех деталях, которые вам важно услышать от участников (с какой проблемой столкнулись, что помогло ее решить, факторы успеха, почему это было важным и т.п.).
  4. Разделите участников на группы по 3-4 человека и посадите в круг. Объявите о двухминутном регламенте и следите за временем, пока участники рассказывают истории. Если какой-то участник закончил рассказ до истечения 2х минут, другие участники могут в оставшееся время задать ему свои вопросы.
  5. По окончании первого раунда участники должны пересесть так, чтобы в новой группе общаться с теми, с кем еще не были вместе. В новой группе каждый участник повторно рассказывает свою историю. Если нужно, раунд повторяется еще раз.
  6. Извлеките уроки. Соберите вместе всех участников и предложите озвучить лучшие идеи по теме, которые они услышали. Зафиксируйте результаты на флипчарте.

Полученные знания в дальнейшем можно внести в «книгу лучших практик», включить в программу корпоративного обучения или откорректировать на их основе бизнес-процессы компании.



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Управление знаниями / 14.12.2016 | Просмотров: 493 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, фасилитация
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb