Дубовиков Борис Александрович – руководитель создания Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП), основоположник системного подхода к управлению качеством в СССР.
“Совесть трудящегося человека – его лучший контролёр, а качество продукции определяется качеством труда её создателей”.
“Человек, считающий, что допустимый предел дефектов или ошибок в его работе может составлять примерно 5%, едва ли признает, что такое же количество ошибок допустимо в частной жизни. С уверенностью можно сказать: не может случиться так, что в течение пяти дней из ста он будет приходить не на своё рабочее место или, если идёт домой, входить не в ту дверь. Наверняка, он не сядет в 5% случаев не в свой автобус и не наденет одновременно чёрный и коричневый ботинки. Несомненно также, что он будет предъявлять более высокие требования и к покупаемому товару и не захочет, чтобы его ошибки при этом составляли 5%”.
Дубовиков Борис Александрович
Основные даты:
- 8 декабря (25 ноября) 1906 – дата рождения. Место рождения: село Никологоры Вязниковского уезда Владимирской губернии.
- 1926 – окончил механический техникум в г. Вязники.
- 1925 – заместитель механика на фабрике “Победа” в родном селе Никологоры.
- С 1929 – конструктор, а потом начальник цеха на заводе “Красный Выборжец” в Ленинграде.
- 1930 – окончил Ленинградский политехнический институт по специальности инженер-механик.
- 1934-1938 – главный инженер механического завода при строительстве Карагандинского медеплавильного комбината.
- 1938-1940 – главный инженер авиационного завода №106 в Хабаровске.
- 1940-1942 – заместитель главного инженера Подольского механического завода.
- 1942-1946 – главный инженер Куйбышевского механического завода (ныне Самара), куда было переведено производство бронефюзеляжей после эвакуации Подольского завода.
- 1945 – награждён орденом Ленина.
- 1946-1952 – директор Куйбышевского механического завода.
- 1952-1954 – начальник производства моторного завода №33 в г. Молотов (ныне Пермь).
- 1954-1955 – директор Саратовского завода №306 (СЭПО).
- 1955-1957 – директор самого большого в Саратове и одного из крупнейших в стране авиационного завода №292 (САЗ).
- 13 мая 1957 – издан приказ №117, закрепивший появление системы БИП и сдачи её с первого предъявления.
- 1957-1958 – заместитель председателя Приволжского Совнархоза.
- 1957 – награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом “Знак Почета”.
- 1958-1966 – первый заместитель председателя Приволжского Совнархоза.
- 1959 – награждён орденом Трудового Красного Знамени во второй раз.
- 1963 – награждён орденом Ленина во второй раз.
- 1966-1971 – заместитель председателя Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
- 1970 – защитил докторскую диссертацию в форме монографии “Основы научной организации управления качеством”.
- В последние годы работал профессором в Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ)
- 12 августа 1988 – дата смерти.
Наиболее значимые идеи:
- Под руководством Бориса Александровича на Саратовском авиационном заводе была разработана система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи её ОТК и заказчикам с первого предъявления. В основу этой системы были заложены следующие принципы:
- полная ответственность непосредственного исполнителя за качество выпускаемой продукции;
- строгое соблюдение технологической дисциплины;
- полный контроль качества изделий на соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;
- сосредоточение технического контроля не только на регистрации брака, но и, главным образом, на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.
Основные достоинства БИП были воплощены во всех последующих отечественных системах. Кроме того, в начале 60-х годов Ф. Кросби разрабатывает программу “Ноль дефектов”, очень схожую по своей направленности с БИП.
Вот что Дубовиков сам говорит о БИП: “Эта система [Саратовская] так же, как и безусловно полезный опыт в борьбе за качество изделий, накопленный москвичами, ленинградцами, ярославцами и горьковчанами, должны быть внесены в государственные стандарты, с тем чтобы внедрение ценного опыта было обязательным делом и государство не страдало из-за организационной немощи или технической близорукости отдельных руководителей”.
- Работая заместителем главного инженера Подольского механического завода, Дубовиков сумел внедрить конвейерную сборку, ранее считавшуюся неприемлемой для авиационной промышленности. Это позволило увеличить выпуск бронекорпусов для ИЛ-2 в несколько раз.
- Работая директором Саратовского завода № 306 (СЭПО), Борис Александрович создал первую сервисную сеть по ремонту бытовой техники – холодильников “Саратов”.
Библиография:
- “Основы научной организации управления качеством. Опыт применения и теоритические обоснования системы организации бездефектного труда”, Экономика, 1966
Ссылки:
![]() |
Добавить комментарий | |
| |
Было очень интересно. Я обязательна ознакомлюсь с другими тренингами.
Также обращаю внимание, что после успешной сдачи экзамена Вы получили бейдж белого пояса бережливых шести сигм – не сертификат. На нем нет Вашего имени. Бейдж выводиться на экран после успешного прохождения теста и, если по нему кликнуть, то можно отправить официальную запись с нашего сайта в любой из Ваших социальных профилей.
Еще один вопрос: Могу ли я где-то (на свой профиль) увидеть что я успешно сдала экзамен и получила 23 баллов? (Кроме сертификата, которую я сохранила)