28.02.2017 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 490
Красная ручка и культура бережливого производства

На днях прочитала интересную заметку Мишеля Болле (Michael Balle) на LinkedIn – «Why is learning hard? Because you learn when it’s hard» (Почему учиться трудно? Потому что вы учитесь тогда, когда это трудно).

Ключевая мысль заметки:

Существует 2 вида восприятия новой информации. Первый вид – это ассимиляция, когда мы узнаем какие-то новые факты, которые хорошо ложатся в уже имеющуюся модель мира в нашей голове, как недостающие кусочки паззла почти готовой картинки. И это, по мнению автора, не является настоящим обучением. Настоящее обучение – это аккомодация. Она происходит тогда, когда новая информация просто так не вписывается в нашу модель и заставляет нас коренным образом эту модель перестроить. И тогда новая информация занимает нужное место в этой, уже новой, картинке. (От себя добавлю: это может быть еще и освоение абсолютно новой области знаний, для которой модели-картинки в голове еще просто не существует – ее только предстоит построить). И вот такое, настоящее обучение – очень болезненный процесс. Люди – консерваторы по природе и так просто отказываться от своих уютных моделек мира не хотят.  Вплоть до отказа от обучения как такового. (Замечу: речь идет о взрослых. Дети по-другому это воспринимают).

Теперь проведем аналогию с организационным обучением. По-настоящему компании учатся тогда, когда сталкиваются с негативной информацией, проблемами, провалами. Но из-за того, что такое обучение крайне болезненно, сотрудники склонны его избегать (и потому, например, жалобы клиентов игнорируют, а то и вовсе хамят в ответ). Бережливое производство как модель организации работы хорошо тем, что выталкивает сотрудников из зоны комфорта и делает настоящее организационное обучение рутинной привычкой. А именно, заставляет регулярно рассматривать:

  • жалобы клиентов (нет, клиент не придурок – что МЫ сделали неправильно?);
  • переделывание работы (что мы упустили, из-за чего не смогли сделать качественно с первого раза?);
  • сокращение времени выполнения заказа/изготовления продукции (почему не получается сделать это быстрее?);
  • выравнивание потока (мы можем в этом месте перестать обрабатывать партиями?);
  • стандартные операции (а мы действительно знаем последовательность операций?);
  • кайдзен (что мы можем улучшить сразу, прямо сейчас?);
  • заблуждения (какие неправильные предположения мы выявили с помощью всех предыдущих вопросов?).

Вывод автора: мы можем научиться чему угодно, если привьем себе дисциплину обучения – сумеем каждый раз успешно преодолевать дискомфорт настоящего обучения и быстро перестраивать свои ментальные модели (в случае с организацией – свои процессы).

На этом рассуждения автора заметки заканчиваются, а я предлагаю пойти чуть дальше. Те мои коллеги, которые занимаются проектами бережливого производства и 6 сигм на постсоветском пространстве, хорошо знают проблему «нашего менталитета». Лин-культура прививается нашим рабочим с большим трудом. На профильных форумах регулярно ломаются копья в дискуссиях на тему мотивации. В начале своего доклада на Линфоруме в декабре прошлого года я спросила слушателей: «Чего вы как руководители лин-проектов боитесь больше всего?». Один из главных ответов был – что мы уйдем с участка, и все развалится. Разваливается без «подпорки» лин-менеджера тогда, когда оргкультура еще не успела соответствующим образом перестроиться. И вот это изменение культуры – краеугольный камень успеха любой компании на пути к «бережливому» идеалу.

А теперь давайте задумаемся вот о чем: чтобы освоить дисциплину обучения в том смысле, как ее описывает Мишель Болле, нужно уметь работать с ошибками и подвергать сомнению любые, даже успешные, результаты своей работы. Нужно не бояться смотреть ошибкам в лицо. И даже когда ты видишь хороший результат, все равно спрашивать себя – а вдруг я могу еще лучше? Но проблема в том, что в нашей национальной культуре заложен маниакальный, патологический страх признать ошибку. И страх этот прививается еще в школе – той самой красной пастой в тетрадках, объявлением оценки громко при всем классе («Садись, двойка!») и стращаниями родителей «Будешь иметь плохой аттестат – пойдешь работать дворником!». В то же время в швейцарских школах, например, детям на уроке рассказывают, что ошибки – это путь к успеху. Они означают, что ребенок мыслит креативно и экспериментирует. И подкрепляют это рассказами примеров из науки, когда ошибка привела к открытию.

Задумываются ли наши учителя, в очередной раз черкая красным в тетради ученика, что они воспитывают людей, не способных работать со своими ошибками? Думают ли об этом родители, когда ругают ребенка за плохие оценки? Эдвардс Деминг как-то сказал: «Нам никогда не трансформировать господствующую систему управления, не изменив господствующую систему образования. Они составляют единую систему». Если мы хотим быть конкурентоспособными в условиях новой экономики знаний, нам нужно уже сейчас коренным образом реформировать свою систему образования. Причем речь не о том, что и в каком объеме преподавать, а о принципиальном изменении отношения учителей к ученикам и учеников – к своей работе.



OleshkoV

Автор: Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.

Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.

Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

Лин6Сигм / 28.02.2017 | Просмотров: 490 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, Управление переменами
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb