02.03.2017 | Добавил: Pochapsky | Просмотров: 340
Альтшуллер Генрих Саулович

Альтшуллер Генрих Саулович – автор теории решения изобретательских задач – теории развития технических систем (ТРИЗ-ТРТС), автор теории развития творческой личности (ТРТЛ), изобретатель, писатель.

“Битвы, которые считались величайшими, давно перестали влиять на историю. Октавиан Август разбил флот Антония при Акциуме; сколько лет ощущались результаты этой битвы? Сервантес потерял руку в бою под Лепанто. Вы хорошо помните, кто с кем сражался и чем кончилось сражение?.. А Дон-Кихот и сегодня помогает штурмующим невозможное. В каждой победе есть доля его участия. Практическая отдача будет ощущаться еще долго…
Утверждаю: наскок Дон-Кихота на ветряную мельницу - одно из самых результативных сражений в истории человечества…”
Генрих Саулович Альтшуллер

Основные даты:

  • 15 октября 1926 – дата рождения. Место рождения: г. Ташкент (СССР, Узбекистан).
  • 9 ноября 1943 – первое авторское свидетельство на изобретение.
  • 1945-1950 – служил в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии.
  • 1946-1948 – разработка теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
  • С 1948 года начал вести занятия по ТРИЗ.
  • В 1948 году написал письмо Сталину (вместе с Р. Шапиро) с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР.
  • 28 июля 1950 – по доносу арестован бывшим МГБ СССР, без суда приговорен Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы и отправлен в один из лагерей Воркуты.
  • 22 октября 1954 года реабилитирован.
  • 1956 – первая публикация, посвященная теории изобретательства (Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. - 1956, № 6).
  • 1957-1959 – работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 г. провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ.
  • 1970 – создал в Баку (СССР, Азербайджан) Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) – первый в мире центр обучения ТРИЗ.
  • 1974 – снят фильм “Алгоритм изобретений” (“Центрнаучфильм”) о занятиях в АзОИИТ, проводимых Г. Альтшуллером.
  • 1974-1986 – вел изобретательский раздел в газете “Пионерская правда”.
  • 1989-1998 – президент Ассоциации ТРИЗ.

Наиболее значимые идеи:

  1. 40 приёмов устранения противоречий (принципы изобретательства) и таблица основных приёмов для устранения типовых технических противоречий, разработанные и дополненные совместно с Р. Шапиро в период с 1956 по 1985 г.г.
  2. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Разные версии алгоритмов были созданы в период с 1959 по 1985 год.
  3. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Основные понятия ТРИЗ:
    • Формулирование противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение. Формулировка противоречия – наполовину решенная задача.
    • В основе красивых и эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в нашей системе (система – “контекст”, в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный ресурс. При решении задач вначале используйте то, что уже имеете – ресурсы.
    • Решать задачу проще, если заранее знаешь ответ. Но как быть, когда перед нами творческая задача, ответа на которую не знает никто? В таких случаях тризовцы советуют представить себе идеальный образ решения или Идеальный Конечный Результат (ИКР). Это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов. Достичь ИКР практически невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей.
    • Принципы ТРИЗ:
      • Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Отсюда: сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
      • Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий – скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Отсюда: сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия.
      • Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы.
  4. Вещественно-полевой анализ (ВеПольный анализ) – метод исследования, рассматривающий объект изобретательской задачи как систему, состоящую как минимум из двух взаимодействующих объектов (веществ) и энергии их взаимодействия – поля.
  5. Законы развития технических систем:
    • Закон полноты частей системы – необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы.
    • Закон “энергетической проводимости” системы – необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы.
    • Закон согласования ритмики частей системы – необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы.
    • Закон увеличения степени идеальности системы – развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.
    • Закон неравномерности развития частей системы – развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.
    • Закон перехода в надсистему – исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет на уровне надсистемы.
    • Закон перехода с макроуровня на микроуровень – развитие рабочих органов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровне.
    • Закон повышения степени вепольности – развитие технических систем идет в направлении увеличения степени вепольности.

Библиография:

  • “Как научиться изобретать”, Тамбовское книжное издательство, 1961.
  • “Основы изобретательства”, Центрально-Чернозёмное издательство, 1964.
  • Алгоритм изобретения”, Московский рабочий, 1969, 1973 (2-е изд.).
  • “Основные приемы устранения технических противоречий при решении изобретательских задач”, Гянджлик, 1971.
  • Творчество как точная наука”, Советское радио, 1979.
  • “Крылья для Икара: как решать изобретательские задачи”, Карелия, 1980.
  • “Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-метод. Пособие”, ЦНИИАТОМинформ, 1980.
  • “Профессия – поиск нового: ФСА и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономии”, Картя Молдовеняскэ, 1985.
  • “Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)”, Картя Молдовеняскэ, 1989
  • “Рабочая книга по теории развития творческой личности”, Картя молдовеняскэ, 1990.
  • Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач”, Наука, 1986, 1991 (2-е изд.), 2003 (3-е изд.).
  • Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности”, Беларусь, 1994.

Ссылки:

Инновации / 02.03.2017 | Просмотров: 340 | Добавил: Pochapsky | Всего комментариев: 0 / Теги: ТРИЗ, Альтшуллер, гуру
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb