27.03.2017 | Добавил: dmagic | Просмотров: 350
Что делать с блок-схемой бизнес процесса?

Вот такой вопрос пришел от одного из читателей сайта:

    Мне требуется прописать и наладить бизнес процессы. Я посмотрел определенную литературу на эту тему, поизучал нотации IDEFx, SIPOC, логические блок-схемы. В результате схему построить смогу, но целостной картины, как выстроить бизнес процессы, нет. Мне не понятно, что делать после того, как у меня в руках окажется определенная схема или её текстовое описание. Есть ли литература или статьи, показывающие полный процесс описания, оценки, внедрения и наладки бизнес процессов?

Вначале давайте разберемся, о чем пойдет речь? Нотации IDEFx, диаграмма SIPOC, блок-схема и описание бизнес процессов… Думаю, не в инструментах суть и не об инструментах вы хотите меня спросить. Поэтому я остановлю внимание на двух важнейших задачах, которые вы поставили:

  1. “Мне требуется прописать и наладить бизнес процессы.”
  2. “Мне не понятно, что делать после того, как у меня в руках окажется определенная схема или её текстовое описание.”

Прописать бизнес процессы

Как ни странно, в этих простых словах кроется больше непонимания, чем… даже сложно сравнение найти. Когда кто-то говорит мне “прописать” бизнес процесс, я представляю подготовку текстового или графического описания процесса. Предпочтение, разумеется, отдаётся графическому описанию процесса. Т.е. когда я слышу “прописать”, то понимаю “нарисовать блок-схему” – визуализировать существующий процесс.

В то же время, “прописать” может означать:

  • “создать” бизнес процесс (особенно, если его еще не существует);
  • “выбрать” один из вариантов выполнения существующего процесса и “навести порядки” – дисциплинировать сотрудников;
  • “документировать” уже существующий процесс.

Как вы понимаете, между “нарисовать” блок-схему, “создать” бизнес процесс, “выбрать” и “документировать” – огромная разница. Нарисованная блок-схема не означает, что процесс существует. И даже если процесс существует и к нему нарисована блок-схема, это не означает, что сотрудники не придумают свой способ выполнения процесса.

Боюсь, что вместо ответа я только запутал вас. Однако из всего вышесказанного следует только один совет. Определите, какая задача на самом деле перед вами стоит: документировать, визуализировать, создать или дисциплинировать.

Наладить бизнес процессы

Похоже обстоит ситуация и с термином “наладить”. Когда мне говорят “наладить” бизнес процесс, я понимаю задачу, как “улучшить” или “оптимизировать” уже существующий, уже описанный, уже задокументированный бизнес процесс, которому уже безукоризненно следуют все сотрудники.

Тем не менее, я могу представить, что и этот термин можно истолковать иначе. К примеру:

  • “создать” еще не существующий бизнес процесс;
  • “запустить” уже существующий или существовавший ранее бизнес процесс, который в настоящий момент не действует;

Кроме озвученного выше совета, спешу вас предупредить, что инструменты описания бизнес-процессов годятся только для описания. Т.е. вы можете нарисовать блок схему или описать процесс словами, визуализировать и задокументировать, вы даже можете провести анализ процесса и найти возможности для совершенствования, но на этом роль инструментов описания заканчивается.

Что делать после того, как в руках окажется определенная схема?

Итак, допустим, что нам удалось разобраться с поставленной задачей и даже получить блок-схему – визуализацию бизнес процесса, – которая соответствует действительности. Что дальше?

Вариантов ответа может быть несколько. Я бы посоветовал в самом начале задокументировать полученный результат. Мы говорим о бизнес процессе, поэтому лучший способ задокументировать его – это зарегистрировать документ в системе документооборота вашей компании.

Имея на руках задокументированный и визуальный бизнес процесс, можно обучить этому процессу новых сотрудников компании и пояснить правила “старым” сотрудникам. Проходите аудит? Покажите аудитору, что данный процесс документирован, визуализирован и что сотрудники обучены следовать ему.

Уверен, вам также время от времени понадобится проводить анализ существующих бизнес процессов. Документированный и визуализированный бизнес процесс анализировать намного проще. Иногда одного взгляда на блок-схему достаточно, чтобы обнаружить лишние или недостающие элементы, а также найти способ делать процесс эффективнее. Разумеется, командная работа над документированным и визуализированным процессом также становится эффективнее.

Есть ли книги, показывающие полный процесс описания, оценки, внедрения и наладки бизнес процессов? Вероятно, самой известной и обожаемой среди специалистов бережливого производства книгой по этой теме является Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности Майка Ротера и Джона Шука. В ней нет пестрого набора инструментов, однако есть то, о чем вы спрашиваете – полный цикл работы со схемой.


PS. Можно ли еще что-то сделать с блок-схемой? Ответ на этот вопрос зависит от поставленной задачи и выбранного инструмента. Существует множество нотаций IDEFx, вариантов блок-схем и есть еще диаграмма SIPOC, которой мы не коснулись в этой заметке. Каждый инструмент чем-то отличается. Каждый инструмент выполняет определенную задачу.

Менеджмент качества / 27.03.2017 | Просмотров: 350 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: блок-схема, вопрос от читателя, SIPOC
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb