18.04.2017 | Добавил: vbaronov | Просмотров: 181
Ученье – свет

Ученье – свет. Ну, или что-то в этом роде. Пишу про то, какие книги про управление знаниями видел.

Итак, начну с той книги, которая мне понравилась и нравится на сегодня больше всех. Stephanie Barnes and Nick Milton, «Designing a Successful KM Strategy: A Guide for the Knowledge Management Professional». Электронную версию нашел долларов за 20, и ни разу не пожалел о покупке. Самое основное, что нашел там для себя – это единственный пример того, как для любой компании показать, что управление знаниями несет реальную ценность. Причем вне зависимости от ее размеров, отрасли, зрелости и всего остального. Три уровня «зрелости» персонала, наложенные на четыре основные направления улучшений в компании: операционная эффективность, клиентский сервис, рост и развитие, инновации. На всякий случай добавил туда еще и проекты, – очень неплохо получилось. Есть и другие интересные мысли. Короче, это то, что однозначно стоит почитать.

Теперь иду по переводным. По тем, что под руку попадаются. У.Букович, Р.Уилльямс, «Управление знаниями: руководство к действию». Тут про управление интеллектуальными активами от сотрудников PWC. В целом у каждой крупной консультационной компании есть интересные подходы к управлению знаниями. Как минимум, – те, которые стоит «примерить» к себе. В этой книге в первых главах – целая куча таблиц для диагностики на все случаи жизни. Помню, когда увидел в первый раз, то подумал: «Ну, вот оно, сакральное!». Начал листать, – не все то золото, что блестит. В целом – применительно к нашим реалиям – вопросы больше заставляют задуматься, чем реально начать на них подробно отвечать. Например, «мы используем неформальные отношения со смежными организациями в нашем регионе, чтобы поддерживать свои знания на должном уровне». Сказать, что не используем? Но ведь кто-то да общается. Значит, полное совпадение? А те, кто общается, рассказывают о своих находках всем в своей компании? Скорее всего, нет. Значит, вообще не попали. Одним словом – есть повод подумать, как сделать каждый пункт работоспособным внутри себя, но не более. Но зато все остальные разделы проходятся по этапам процесса управления знаниями – с примерами других компаний, с рекомендациями и оценкой. Очень неплохо, – даже понял, что хочу еще раз перечитать.

М.Абрашофф, «Это ваш корабль. Техники менеджмента от лучшего корабля ВМС США». Скажу честно: даже не долистал до конца. Но не потому, что книга неинтересная. Попала она ко мне с подачи великолепной Татьяны Свидунович, которая очень ярко и эмоционально рассказывала об этой книге и о том, как один из худших кораблей ВМС США за короткий срок стал реально лучшим. Именно тем, что каждый, кто проходил службу на этом корабле за короткий срок – всего 20 месяцев, изменил свое отношение от «бежать быстрее с этого судна и из флота вообще» до «это мой корабль». Всегда интересно читать про то, что воспринимается сродни жанру научной фантастики.

Томас Кулопулос, Карл Фраппаоло. «Управление знаниями – что это такое». Такая компактная книжка, переведенная на русский язык. Компактность, перевод и наличие цитат, – пожалуй, это то самое ценное, что есть в этой книге. У меня сложилось впечатление, что сюда надергали каких-то лозунгов типа «Надо работать хорошо (лучше)!». И получилась книга про управление знаниями.

Нонака и Такеучи, «Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах». Виктория об этой книге уже писала. Мои чувства схожи: с этой книги ни в коем случае не стоит начинать разбираться в вопросе. А вот если вы уже всерьез задумались об интернализации, социализации, экстернализации и комбинации знаний в своей компании, – тогда там можно найти какие-то идеи для этого. Но запаситесь терпением и кофе.

Теперь – просто «наши» книги. Кузьмин А.М., Высоковская Е.А., «Креативные и аналитические инструменты создания инноваций». Это справочник. Со всеми вытекающими последствиями. Чем хорош – один инструмент описан на одной странице. Цель – Суть – План действий – Результат (плюсы и минусы). В него интересно иногда залезать и подсматривать, что означают те названия, о которых даже не подозревал. С практической точки зрения его можно использовать только в том случае, если вы уже дошли до регламентации всех своих процессов в части управления знаниями, и в начале этого документа нужно внести кучу определений. Хотя мое мнение – если уж время пришло, то пишите эти определения сами. Так, чтобы потом можно было другим объяснить.

Как-то в руки мне попал труд Л.А.Трофимовой и В.В.Трофимова «Управление знаниями. Учебное пособие». Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Когда читаю такие учебные пособия, испытываю искреннюю радость от того, что меня не учили по этой дисциплине и по этому учебному пособию. Иначе давно бы уже поставил жирный крест на управлении знаниями, как на очередной профанационной теме. Вообще, за все время видел только один достойный курс по управлению знаниями (кроме своего, который уже безнадежно устарел). Автор Мария Молодчик. С ней можно было не соглашаться, спорить, доказывать, что надо по-другому, – но у нее были система и внятное изложение. Но это – мое субъективное мнение. Возможно, студентов так и надо учить: чтобы только самые стойкие смогли разобраться, что к чему, и использовали полученные знания на практике.

Еще есть книга Тимура Гареева «Управление знаниями самообучающейся организации». Особо комментировать не буду, так как знаю Тимура лично. Знаю также, что ряд людей ее уже купили. Поэтому призыв к таким счастливчикам: поделитесь своими впечатлениями!

Ashok Jashapara, «Knowledge Management. An Integrated Approach». Это уже не переводная книга. Появилась она у меня тогда, когда сам Ашок показал свою книжку после своего выступления. Большая такая, красивая. Вечером залез в интернет и нашел ее, – только предыдущего издания, – совершенно бесплатно для скачивания. Много разных картинок, есть примеры, глоссарий и все такое. Но зацепила больше тем, что вот он – Ашок, который выступал перед нами в своих розовых штанах. А вот его книга. И, конечно, нормальный системный подход. Все основные процессы описаны.

Еще нашел у себя труд «Knowledge management: concepts, methodologies, tools and applications» под редакцией Murray Jennex. Как он ко мне попал? Уже и не вспомню. Но внушает уважение: 3460 страниц! Здоровенный сборник научных статей, с кучей литературы и прочего. Как минимум, способствует созданию стойкого чувства, что вот ведь весь мир уже давно, а мы – только-только… Например, недавно знакомые спрашивали меня, а есть ли что-то в части КМ и цепочек поставок? А тут – нате: «Knowledge Management in Supply Chain Networks». Если резюмировать: очень полезный сборник. Его можно не под одну ножку стола подложить – целых шесть томов!

Из скачанного по рекомендации Ника Милтона: «Aerospace knowledge management toolkit». Очень полезная штуковина – всего 128 страниц, 37 или около того инструментов управления знаниями с неплохим описанием каждого. Опять же – пример реальной отрасли.

Пара очень неплохих сборников по реальным инструментам работы со знаниями: «Real-Life Knowledge Management. Lessons from the Field» и «Hands-On Knowledge Co-Creation and Sharing: Practical Methods & Techniques». Там примерно одинаковый состав редколлегии, дата выпусков – 2006 и 2007 год. Я сам поверил в ценность этих сборников после того, как часть нашей внутренней команды прошла тренинг по фасилитации. Оказалось, что почти все инструменты фасилитации, которыми их обучали за деньги, – они есть в этом сборнике и бесплатно! А толк от применения был.

Все, закругляюсь. На английском языке через меня «проходило» довольно много разных книг. Еще как минимум штук 10-15, – тех, которые есть под рукой. Но как-то не зацепили они, и все тут. Для понимания в целом – лучше почитайте документы Министерства обороны США про профессиональные сообщества и управление знаниями. Очень подробные и толковые документы. Ну, или просто больше общайтесь с теми, кто что-то уже сделал сам. Всем хорошей недели!



Владимир Баронов

Автор: Владимир Баронов – эксперт МАКО.

Ключевая область экспертизы сегодня – это управление знаниями. Все, что необходимо для «запуска» этих процессов с понятным результатом для компании. Термин не устоявшийся, поэтому приходится включать в него очень большой объем работ: от бережливого производства до процессов разработки новых продуктов, от работы отдельных экспертов до краудсорсинга.

Есть вопросы про управление знаниями? Пишите или ищите меня на Fb и LinkedIn.

Управление знаниями / 18.04.2017 | Просмотров: 181 | Добавил: vbaronov | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, Книги
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb