16.05.2017 | Добавил: vbaronov | Просмотров: 293
Извлечение и фиксация знаний: по мотивам книги «Designing a Successful KM Strategy»

Читая книгу Стефани Барнс и Ника Милтона, отметил для себя неплохой подход к визуализации всех инструментов управления знаниями в любой компании. Заключался он в использовании бостонской матрицы, имеющей четыре измерения: объединять, накапливать, проталкивать и вытягивать. Вот о нем сейчас и скажу пару слов, тем более, что этот или подобный отрывок был в свободном доступе.

Действительно, вся суть управления знаниями обычно сводится именно к этим четырем простым действиям: объединить людей для того, чтобы заработали их «неявные знания», перевести их знания в формат явных и опубликовать (накопить) для общего применения. А сделать это можно в том случае, если я сам спрашиваю (вытягивание) совета по конкретному вопросу, или я ничего не спрашиваю, а делюсь своими знаниями с другими (проталкивание).

Начну по порядку. Объединять и вытягивать – или спрашивать – самый эффективный в большинстве случаев способ передачи знаний. Самый распространенный пример – форум в рамках профессионального сообщества, на котором я обращаюсь с конкретным вопросом к тем, кто уже отвечал на него когда-то в своей практике. Сюда же можно отнести подходы, предполагающие участие фасилитаторов: Peer Assist, ретроспектива, разбор полетов и т.п. В любом случае, в конце 90-х компания Shell в своей стратегии управления знаниями делала упор именно на этот блок.

Объединять и проталкивать – или рассказывать – более «адресный» подход, который предполагает, что люди делятся своими знаниями с другими людьми. Самый простой пример из этой серии – это наставничество. У многих оно есть. Отзывы о качестве – спросите сами. Сюда же можно отнести различные формы обучения или такие инструменты, как блоги. Причем я бы сказал, что с помощью блога можно и рассказывать о своем опыте, и спрашивать других. Вопрос только в культуре компании: у кого-то это почти ругательство, а в других компаниях генеральный директор спокойно обращается к сотрудникам через блог и просит помочь в сложном вопросе. Кстати, в последнем случае становится очень просто с мотивацией: предложил дельное решение, – и тут же получил поддержку первого лица в реализации своей идеи.

Накапливать и проталкивать – или распространять – важный элемент, который неплохо реализован в самых разных информационных системах. Это и библиотеки нужных материалов, базы лучших практик или извлеченных уроков, использование в работе wiki-движка и т.п. На мой взгляд, при относительной простоте реализации, в части управления знаниями важно обеспечить поддержку всего процесса целиком: сделать удобной публикацию материалов, встроить рекомендации по тому, как использовать данные материалы в работе, предусмотреть процедуры актуализации содержания в зависимости от времени или другого опыта, и, конечно, учесть, что дало использование материала другим. От простого лайка на документе до расчета полученного экономического в соответствии с официальной методикой. Наверное, сюда стоит отнести и разного рода банки или биржи идей, – тот формат совместной работы, который сегодня хорошо зарекомендовал себя во многих отечественных компаниях и не только.

И последний блок – это накапливать и вытягивать – или искать. Все, что относится к эффективному поиску накопленного – это здесь. Сюда же отнесу и вопросы таксономии, которые начинают выходить на первый план при росте объемов накопленных знаний или информации. Вопрос только в том, как найти золотую середину в вопросах поиска? Ведь сегодня многие разработчики предлагают довольно дорогостоящие инструменты, применение которых в большинстве случаев, мягко говоря, не окупается. Возьмем, к примеру, корпоративные порталы, три четверти которых у крупных предприятий строятся на решениях… одной международной компании. Так вот за все время общения с представителями этой славной международной компании так и не удалось найти в ней тех, кто разбирается в вопросах таксономии. Единственное членораздельное, что звучит в форме заклинания, – это «Купите новую версию наших продуктов, – и все ваши проблемы будут решены».

Естественно, что это был вольный пересказ написанного. В качестве заключения там же было сказано, что в любой компании должен присутствовать полноценный подход к управлению знаниями, который включает в себя все описанные блоки. Возможно, начать можно и с чего-то конкретного, но для успеха придется строить систему целиком. Мне в этом плане нравится один из примеров внедрения SAP, о котором рассказывал заместитель генерального директора. Название компании роли особой не играет, важнее смысл сказанного. Он много говорил о тех эффектах, которые получило его предприятие, – я уже даже и не помню, о каких точно. А в конце его спросили: скажите, а без внедрения SAP такие эффекты могли быть получены? Ответ довольно простой: «Да. Но через некоторое время после административного воздействия мы откатились бы к прежним, если не худшим, показателям. А при наличии системы мы получаем нужный эффект каждый день». Поэтому стройте свою систему управления знаниями такой, чтобы она работала всегда – с вами или без вас. Вот тогда интерес к теме на родных просторах будет расти, а наша работа не пропадет даром.



Владимир Баронов

Автор: Владимир Баронов – эксперт МАКО.

Ключевая область экспертизы сегодня – это управление знаниями. Все, что необходимо для «запуска» этих процессов с понятным результатом для компании. Термин не устоявшийся, поэтому приходится включать в него очень большой объем работ: от бережливого производства до процессов разработки новых продуктов, от работы отдельных экспертов до краудсорсинга.

Есть вопросы про управление знаниями? Пишите или ищите меня на Fb и LinkedIn.

Управление знаниями / 16.05.2017 | Просмотров: 293 | Добавил: vbaronov | Всего комментариев: 0 / Теги: стратегия управления знаниями, Управление знаниями, Книги
Всего комментариев: 0
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb