29.05.2017 | Добавил: vbaronov | Просмотров: 590
Можно ли запустить процесс создания идей на нужную тему?

Никакую проблему нельзя решить на том же уровне сознания, на котором она возникла. Нам необходимо научиться смотреть на мир новыми глазами.
А.Эйнштейн

Создание в компании устойчивого потока идей на заданную тему всегда было вопросом, который меня интересовал. Поэтому делюсь своими идеями в надежде больше на то, что вместе мы сможем упаковать все в какое-то подобие системы.

Началось все, как часто и бывает, с общения. Сначала благодаря ему у меня на полке появилась «Книга успеха», – наш ответ Тони Шею и его «Книге счастья». Это был потрясающий пример интервью с работниками банка или даже их публикаций, делящихся своим позитивом от работы. Вторую книгу пока не получается забрать, – знаю, что лежит для меня у знакомой, ждет своего часа…

А после мне показали подход, который банк применял для того, чтобы сотрудники приходили на мозговой штурм со своими идеями на заданную тему. Он был абсолютно прост: сначала собиралась группа, которая должна была начать генерацию идей. Эту группу накачивали всей необходимой и не только информацией о предстоящей задаче: явки, пароли, адреса. И распускали на неделю, чтобы они в спокойной обстановке подумали о решении. И записали его, – каждый должен был прийти через неделю со своими идеями. Вот их-то дальше и обсуждали, определяя лучшие решения.

Тогда еще я не знал, что все дело – в правильной работе головного мозга.

Вторым моим открытием стало выступление Владимира Пирожкова. Запомнилось оно в первую очередь по тому, что какое-то время в своей трудовой практике он проработал в европейском дизайн-центре Toyota. А дизайн новых автомобилей разрабатывался, в том числе, и на основании существующего в компании прогнозирования будущего. На 50 лет вперед. Ну, то есть, в Toyota такое прогнозирование успешно работает уже очень давно, – с тех пор он успел вернуться в страну, – это раз. А два, – это то, что во всех рассказах о производственном опыте Toyota, замечательной производственной системе и прочем нет ни слова о действительно интересных подходах: на чем строится такое прогнозирование? Как устроена система работы с инновациями? И все в таком же духе. Тиражировать практики 80-х годов – всегда пожалуйста. А вот поделиться чем-то действительно интересным…

Что дальше? Дальше есть большое количество статей и историй, которые рассказывают об опыте передовых компаний. Например, в глаза бросаются отчеты о посещении Google, – все эти места для творчества, нестандартный дизайн офисов и все такое. Из наших компаний что-то похожее видел только в офисе Mail.ru: тут тебе и каток внутри офиса, места для встреч и работы, соки (любые, но в одноразовом стакане только апельсиновый, – поэтому пил его), замечательные люди… Поэтому сразу в голову лезет все, ранее прочитанное: про то, какую музыку надо играть в офисе или еще где, чтобы производительность выше была. Про запахи. Про внешний вид этого самого офиса или места, где работаешь. Про работу правого и левого полушария. Про то, что надо творчески развиваться во все стороны. И ведь это все правда! Думаю, у каждого из нас есть примеры знакомых, которые успешны и при этом постоянно ищут что-то новое: спорт, театр, живопись, литература… При этом начинать можно с простых вещей: начните чистить зубы другой рукой. Писать тексты (ручкой) – другой рукой. Или купите пару китайских шаров для рук.

Четвертая (предпоследняя) символичная мысль была больше про дух или атмосферу инноваций, которые могут быть созданы в вашей компании. Посмотрите на то, как построена система управления знаниями в NASA – это в том числе и мощный источник любых публикаций по теме, которые есть. Мне почему-то вспоминаются старые журналы «Техника молодежи», «Наука и жизнь» и другие. А еще – рассказы ветеранов атомной отрасли СССР, которые говорили, что в советские годы информация обо всех новинках страны и зарубежья сразу доводилась до всех. На бумаге. И работало такое бумажное оповещение на порядок эффективнее современного, информационного. Есть в некоторых компаниях (3М, если не ошибаюсь) возможность инвестировать 10% рабочего времени в личные проекты, – ведь это тоже работает. Чаепития по пятницам или встречи с интересными людьми, – это то, что еще со школы очень сильно повлияло на мое собственное мировосприятие. Одним словом, мало ли в жизни вдохновляющих примеров, услышав про которые или увидев которые мы хотя бы раз да подумали: «Вот бы и у нас также!»

Последний момент, который стал реально «последней каплей» к пониманию того, что систему можно построить, было выступление Франциски Франк на конференции «Innov-Wave 2016» в октябре прошлого года. Называлось оно «Инновации и нейробиология». А суть почти слово в слово повторяла то, что я узнал от знакомой в банке и часть других наблюдений! Например, генерация идей связана с рассеянным вниманием, а сами идеи чаще всего приходят… во сне, под душем, или где-то еще – когда мы одни и отгорожены от внешнего мира. Или, например, бывший гендиректор Sony ежедневно посвящал 10 минут придумыванию новых решений, – к концу жизни он имел сотни запатентованных изобретений. А еще там было про роль сна, осознанно поставленную цель или про то, что умеренное употребление алкоголя может помочь рождению идей, а вот еда или наркотики – нет. Или я просто невнимательно слушал? Ну, и в завершение – вывод о том, что творческим процессом можно управлять!

Поэтому все самое знаковое вы, как и я, уже услышали. Осталось самое малое – упаковать это в понятную систему. Пробую делать это со своей знакомой – психологом, у которой есть интересные наработки, но пока только первые шаги и наше общее желание. А всего-то надо объединить:

  • Тренинги/подходы, позволяющие генерировать идеи на заданные темы;
  • Тренинги/подходы, позволяющие эффективно обсуждать и развивать имеющиеся идеи;
  • Подходы к «прогнозированию будущего», – там, где это необходимо;
  • Создание атмосферы и среды для идей и инноваций: рекомендации по устройству рабочего пространства, свет, оформление, звуки, запахи, … Помните исследования, где было сказано, что если в обед часик поспать, то будешь работать продуктивней?
  • Информационная подпитка: публикации, обзоры, внутренние тренинги и прочее, – все доступные способы;
  • И, добавлю в конец, – разные мотивационные фишки. От личных проектов или возможности пообщаться с интересными людьми до права на ошибку или даже доли в продуктах компании.

Не забудьте, что внутри надо будет обязательно привязаться к размеру и отрасли компании, ее зрелости, категориям персонала типа интроверт или экстраверт и, наверняка, к чему-то еще. Чтобы можно было сказать примерно следующее: о, так вам лучше всего подходит дизайн-мышление! А то как начинаешь разговаривать с гуру дизайн-мышления – так оно всем без исключения подходит. А как попрошу пример для производства показать, – так в ответ вижу только раскрашенный в пиратские мотивы томограф для детей. Пример, конечно, красивый, но пока не из нашей жизни. А один из банков вообще сказал, что они отказались от дизайн-мышления – есть более «продвинутые» подходы. Вот и думай после этого…

В конце добавлю еще свои впечатления от книги, которую мне настоятельно рекомендовала прочесть Виктория Олешко. Называется она «Техники креативности. Как найти, оценить и воплотить идею». Автор Йири Шерер. Что в целом понравилось: подход работы с идеями разбивается на понятные 4 фазы и 10 шагов. Анализ и Формулировка темы, которые входят в фазу Определение темы. Активирование, Создание и Изменение, – части Открытия потока идей. Выбор, Обработка, Оценка, Документирование и Расставление приоритетов, – части Идентификации лучших идей. И Воплощение, которое входит в Трансформацию идей. Внутри представлены 55 инструментов для каждого шага.

Сами инструменты… Пока читал, было несколько мыслей по их поводу. Во-первых, надо пробовать их использовать. Во-вторых, для того, чтобы их успешно использовать, нужен кто-то рядом, кто уже видел, как работает каждый из них, – чтобы добавить чуточку веры. И, в-третьих, чуточки веры будет недостаточно. В нашем менталитете решение задачи – «здесь и вчера». Поэтому придется преодолевать очень серьезный скептицизм, что все в комплексе «полетит». Причем скептицизм как руководителей, так и самих участников.

Это те первые мысли, которые пришли в голову сразу. А к концу книги вызрело немного провокационное, потому что шовинистическое, чувство. Если посмотреть на два больших течения, которые на слуху и которые так или иначе связаны с креативностью – дизайн-мышление и ТРИЗ – то они все говорят примерно об одном и том же. Но с позиции чувственного восприятия, – женское, дизайн-мышление. Или с позиции логики, – мужское, ТРИЗ. Кстати, в самой книге часть инструментов очень сильно напомнила классические инструменты ТРИЗ. Прочтите или пролистайте сами, – вдруг тоже захочется поделиться мыслями. Тем более, что книга очень компактная: всего 133 страницы.

Следующая книга из серии «про это» – Рохит Бхаргава, «Не очевидно. Как выявлять тренды раньше других». Только начал – но такое море воды разлито, что чувствую, осилю ее не скоро. Успехов всем нам!

P.S. Кстати, как разминка для генерации идей: кто изображен на фото и что это за день?

Управление знаниями / 29.05.2017 | Просмотров: 590 | Добавил: vbaronov | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
ОБ АВТОРЕ
Владимир Баронов Владимир Баронов – эксперт МАКО.
Ключевая область экспертизы сегодня – это управление знаниями. Все, что необходимо для «запуска» этих процессов с понятным результатом для компании. Термин не устоявшийся, поэтому приходится включать в него очень большой объем работ: от бережливого производства до процессов разработки новых продуктов, от работы отдельных экспертов до краудсорсинга.
Есть вопросы про управление знаниями? Пишите или ищите меня на Fb и LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb