24.10.2017 | Добавил: dmagic | Просмотров: 325
Не все то канбан, что карточка

О том, что инструменты бережливого производства применимы далеко за пределами производства, и говорить нечего. Организации, главным продуктом которых является сервис, давно доказали это. Ну а заведения общепита, можно сказать, были во главе всего доказательного процесса.

Не так давно я писал о том, как подходы рациональной организации труда (воздержусь от того, чтобы упоминать бережливое производство еще раз) помогли двум братьям создать инновационный сервис. “Еда за 30 секунд, а не минут”, – кажется, так говорится в кино. Кто еще не знаком с историей McDonalds или не смотрел фильм “The Founder”, настоятельно рекомендую ознакомиться с заметкой “Основательный” дизайн производственной линии.

Сегодняшняя заметка не о конструкции производственных линий и не касается кинематографа. Вместо этого я расскажу о двух примерах использования канбанов в заведениях общепита. Точнее, наоборот: я расскажу о двух примерах применения карточек, которые канбанами как раз таки не являются.

Пример №1

Первый пример я наблюдал в последний раз все в том же МакДональдсе. Прилетев куда-то ближе к полуночи, вы можете обнаружить, что ночной McDonalds дает вам номерок, а не заказ. Ну что же, по крайней мере, вы можете рассчитывать на свежеприготовленную еду.

В пищевых уголках больших торговых центров номерки – это стандартная ситуация. Получаешь номерок и ждешь, пока та же кассирша не крикнет на весь зал “тридцать семь!”. Затем быстренько бежишь получать свой заказ. Там, где на голос не полагаются, можно наблюдать большие электронные табло с номерками заказов. Вы видите, что ваш заказ попал в очередь и перед ним еще два: 35 и 36. Но когда номер 37 окажется первым в очереди и замигает, вы можете смело бежать к выдаче, чтобы получить заказ.

Давайте разберемся, как это работает. Кассир, принимая ваш заказ, присваивает ему номер. Под этим номером информация о заказе попадает в систему и высвечивается:

  1. на кухне, благодаря чему повара могут приготовить ваш заказ,
  2. на общем табло, благодаря чему вы можете следить за его выполнением и вовремя подойти к выдаче, чтобы забрать долгожданный гамбургер.

Каждый такой номер – это сигнал. Кухня, получая сигнал, начинает его выполнять. А вы, получив сигнал – мигающий номерок, – подходите, чтобы забрать заказ. В большинстве случаев заведения общепита, используя такие сигналы, выполняют позаказное производство. Именно поэтому мы до сих пор говорим о сигналах, но не называем их канбанами.

Для того, чтобы такой сигнал стал канбаном, он должен управлять запасами. Обратите внимание, что для управления запасами эти самые запасы должны находиться в нашей “чебуречной”. Т.е. как только сигнал будет запускать процесс изготовления следующего “чебурека” для пополнения запасов, его можно называть канбаном. Причем не простым, а производственным или канбаном изготовления.

И пусть вас не вводит в заблуждение необходимость присутствия запасов в системе для реализации одного из инструментов бережливого производства. Канбан для того и придуман, чтобы запасами управлять, а не заказами.

Пример №2

Второй пример я наблюдал в крошечном ресторане на железнодорожном вокзале огромного Шанхая. Визуальное меню и касса на входе: выбрал, заплатил – проходи, садись. После оплаты заказа кассир вручает карточку с номерком:

С этой картой следует проследовать к столу и вставить ее в специальную подставку. Через какое-то время к вам выбежит официант из кухни и принесет ваш заказ, забрав при этом карточку.

Итак, что мы имеем? Номерок в системе, к которому “привязан” ваш заказ, – это сигнал для кухни для его производства. Кухня производит под заказ. Карточка на столе – это сигнал для официанта, ориентируясь на который он знает, на какой стол принести заказ. Есть карточка, есть сигнал, но нет запасов. Нет запасов – нечем управлять с помощью канбанов.

Лин6Сигм / 24.10.2017 | Просмотров: 325 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: бережливое производство, канбан, визуальный менеджмент, McDonalds
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb