06.11.2017 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 204
Как превратить знания в стоимость?

За время отпуска прочла книгу «Как превратить знания в стоимость» – единственную из книг Ларри Прусака, переведенную на русский. Книга старая – русскоязычное издание вышло в Альпине еще в 2006 г. Но как-то она прошла мимо меня, поэтому не попала в обзор литературы по управлению знаниями.

Книга представляет собой сборник статей разных авторов, которых объединяет сотрудничество в рамках IBM Institute. Сразу скажу – содержание книги никак не соответствует ее названию. В ней вы не найдете «секрета философского камня» для превращения знаний в деньги:)

Все статьи объединены в 5 частей:

  1. «Социальный капитал».
  2. «Анализ социальных сетей».
  3. «Сообщества практиков».
  4. «Знания и стратегические альянсы».
  5. «Сторителлинг».

Материалы статей основываются на анализе тонн литературы и проведенных полевых исследованиях. Самой бесполезной частью для меня лично была четвертая – про обмен знаниями в рамках альянсов компаний. Вроде и тема нужная, но как-то странно раскрыта – напоминает дипломные работы экономистов и социологов. Вопрос «зачем все эти цифры?» меня не покидал до конца прочтения части. Ответа так и не нашла:(

Раздел, посвященный сообществам практиков, уже сильно устарел (что неудивительно, учитывая дату написания книги). В разделе «Социальный капитал» нашла несколько интересных мыслей по проблеме доверия как основы для обмена знаниями в организации. И акцент на том, как прогрессивные методы удаленной работы и мода на фриланс вредят социальному капиталу и обмену знаниями. Еще понравилась идея о том, что в наш век информационной перегрузки рецепт «нужно больше общаться» – это плохой рецепт. Никто не хочет еще больше совещаний :) Нужно не количество общения увеличивать, а качество повышать (привет коллегам-фасилитаторам! Роль фасилитации будет расти).

Самыми полезными для меня стали разделы «Анализ социальных сетей» и «Сторителлинг». В первом из них довольно подробно и на интересных кейсах показано, как использовать социограммы для диагностирования компаний. Однозначно интересный инструмент, который забираю в свою копилку. Во втором речь идет не только о сторителлинге, но и о наставничестве. Эти 2 инструмента объединены в одной части, т.к. по мнению авторов (которое я разделяю) они лучше всего подходят для передачи неявного знания. Наставничество рассмотрели под интересным углом – с т.з. когнитивных процессов обучения. Вот в работе тренеров результаты нейрофизиологических исследований активно используются – с их учетом адаптируются как «живые», так и онлайн учебные программы. А в программах наставничества эту информацию использовать как-то не принято, а зря. В книге приведена сводная таблица применения когнитивных принципов в наставничестве:

Когнитивный принцип

Вывод

Возможные действия

Активное участие в собственном обучении делает его эффективнее Предоставить возможность для активного обучения Наставникам следует разработать упражнения для активного обучения и наделить своих подопечных ответственностью за проекты
Отсутствие понимания базы знаний затрудняет обучение новичков Чем больше разрыв в знаниях между наставником и учеником, тем сложнее передача знаний Ученики и подмастерья могут стать наставниками для новичков
Экспертам может понадобиться инструктаж о том, как надо обучать
Самоконтроль и самоанализ прогресса обучения повышают его эффективность Протеже учатся лучше, если они сами анализируют свое обучение Наставникам следует помогать подопечным проводить самоанализ, причем оценка их прогресса должна затрагивать конкретное задание, а не личность
Люди учатся, наблюдая модели поведения, особенно те, которые вызывают восхищение или демонстрируют силу Обучение может быть неформальным и непреднамеренным Подопечным нужно позволить – и поощрять их к этому – копировать действия своих наставников
Опыт приходит с годами Прямых путей для передачи знаний нет, но есть удачные Если наставничество должно выдержать проверку временем, его необходимо вознаграждать и встраивать в систему организации
Способность распознавать модели и делать выводы – отличительная черта опытного специалиста Чтобы стать экспертами и научиться выделять модели, нужна практика Наставникам нужно предоставить ученикам возможность получить опыт на реальных примерах или с помощью имитаций и описаний практических случаев
Информация должна быть подана в запоминающейся форме - тогда она с большей вероятностью повлияет на отношение и поведение Истории более эффективны для передачи знаний, чем утверждения. Столкнувшись с обнародованной нормой и противоречащей ей историей, люди с большей вероятностью поверят истории Руководителям нужно искать в культуре организации истории, которые поддержат ценности, нормы и системы управления, важные для ключевых способностей организации

Для специалистов LMS и тренеров нового, наверное, нет, но остальным может быть полезно. С учетом того, что за прошедшие 11 лет нейрофизиология сильно продвинулась вперед, было бы интересно обновить и дополнить эту таблицу и сделать своего рода «Руководство для наставников».

В разделе о сторителлинге понравилось то, что помимо традиционных уже похвал этому инструменту (и правда, замечательному в умелых руках) подробно рассмотрены его подводные камни. Почему «не взлетает», откуда берутся антиистории и что с этим делать. Здесь акцент сделан на том, как использовать сторителлинг в управлении изменениями и для диагностики корпоративной культуры. Понравилась цитата:

    «Сторителлинг – это одновременно и наука, и искусство, поэтому уделять внимание одному в ущерб другому не только глупо, но и опасно… Нельзя путать нечто несложное, но требующее глубокого понимания, с тем, что нетрудно осуществить и что быстро приносит успех. Рассказывать истории нетрудно, но нельзя заниматься упрощенчеством. Сторителлинг – это, прежде всего, глубоко человеческий прием, который не приемлет механистических и авторитарных подходов, свойственных многим консультантам и исследователям»

    Дэвид Дж.Сноуден

Подвожу итог: если вас интересует какая-то из перечисленных выше тем – смело читайте только эту часть, а остальное пропускайте. Ничего не потеряете.

Управление знаниями / 06.11.2017 | Просмотров: 204 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, Книги
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb