04.12.2017 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 184
Можно ли победить голод, управляя знаниями?

Управление знаниями – забота не только коммерческих компаний. В некоммерческом секторе также создается огромный пласт уникальных знаний и остро стоят вопросы их формализации, сохранения и распространения. В структуре ООН есть множество организаций, которые вполне можно назвать самообучающимися. Сегодняшний кейс посвящен работе одной из них – The International Fund for Agricultural Development, IFAD (Международный фонд сельскохозяйственного развития).

Это специализированное агентство, основанное под эгидой ООН в 1977 г. Фонд был создан для поддержки сельского хозяйства в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америке. Задачей фонда является борьба с голодом и нищетой в сельскохозяйственных регионах развивающихся стран через повышение производительности труда.

На сайте фонда можно подробно ознакомиться с его структурой, проектами и достижениями.

В конце 90х годов сотрудники IFAD осознали, что текущий уровень эффективности работы не позволяет им справляться с новыми вызовами, которые возникли в современном мире: либерализация торговли, технологический прорыв в области безналичных расчетов, развитие биотехнологий, глобальное потепление, изменение климата и другие факторы сделали среду, в которой работает фонд, очень динамичной, предоставляющей как множество новых возможностей, так и несущей новые угрозы.

В 2000 г. был разработан план действий по превращению IFAD в знаниевую организацию. Однако первая попытка не увенчалась успехом. Из этой неудачи был извлечен ряд уроков:

  • Для успешного внедрения действия по управлению знаниями должны быть «вшиты» в основные бизнес-процессы организации. Инструменты управления знаниями, «надстроенные» сверху над текущими процессами, быстро перестают использоваться.
  • Лидеры организации на всех уровнях должны уделять теме управления знаниями особое внимание.
  • Важны поэтапность и последовательность: движение вперед маленькими шажками, основываясь на уже достигнутых результатах, дает лучшие результаты, чем попытки реализовать широкомасштабный проект.
  • Для развития и укрепления знаниевой культуры в организации важно внести соответствующие изменения в политику и принятые процедуры управления персоналом. Без этого невозможно создать среду для успешного обмена знаниями между подразделениями, странами и целыми регионами.
  • Роли, ответственность, компетенции в рамках системы управления знаниями должны быть четко и тщательно прописаны. Необходимо неукоснительное следование им. Недостаточное внимание со стороны IFAD к этому вопросу привело к размыванию ответственности и провалу некоторых инициатив.

Не смотря на первую неудачу, фонд не оставил попыток системного внедрения управления знаниями. За 30 лет работы был накоплен колоссальный опыт и багаж знаний, которые необходимо было удержать. Кроме того, работа фонда представляет собой реализацию отдельных проектов в разных регионах мира, и извлечение уроков и обмен знаниями между проектными командами критически важны для эффективной деятельности IFAD.

С учетом вынесенных уроков, в 2007 году была разработана и утверждена стратегия управления знаниями IFAD, которая включала 4 основных направления:

  • усиление процессов обучения и распространения знаний;
  • укрепление инфраструктуры управления знаниями;
  • развитие партнерства для более широкого обмена знаниями и обучения;
  • развитие культуры обучения и обмена знаниями.

Инструменты, которые использует фонд для организации управления знаниями, включают:

  • Интранет;
  • Rural Poverty Portal (Портал по борьбе с нищетой в сельской местности);
  • онлайн площадки для коммуникации;
  • офлайн встречи (например, Форум по разработке политики IFAD, встречи кроссфункциональных групп по реализации политики IFAD, работа проектных команд и тематических групп, семинары, конференеции, воркшопы и т.д.);
  • региональные сети (FIDAMERICA в Латинской Америке и FIDAFRIQUE в Западной и Центральной Африке);
  • подведение и закрепление итогов с помощью «Программы стратегических возможностей страны, основанных на результатах», отчетов о внедрении поддерживающих миссий, отчетов по итогам мониторинга и оценки реализации проектов, тематических исследований, «Записок обучения» для фиксации лучших практик;
  • тренинговая программа «Учебные маршруты».

На последнем инструменте я остановлюсь отдельно. Learning Routes (учебные маршруты) – это учебные туры для мелких предпринимателей (и не только) из развивающихся стран, в ходе которых они обмениваются инновационными решениями. Жителям самых бедных регионов Азии, Африки, Латинской Америки не предлагают начать использовать дорогостоящие технологии и современную технику, которые повсеместно распространены в развитых странах. Попытка внедрить все это на данном этапе развития была бы крайне неэффективной: очень дорого, не учитывает местных климатических и других особенностей, высокие риски поломки техники из-за неумелого использования, отсутствие необходимой инфраструктуры (дорог, обеспечения электроэнергией, возможностей для ремонта техники). Какой выход нашли сотрудники IFAD? Они предложили жителям развивающихся стран учиться друг у друга. Фонд находит примеры успешных практик и инноваций в рамках той или иной программы в одних регионах и организовывает поездки жителей других регионов для обучения. Инновации, основанные на доступных ресурсах, адаптированные к текущим условиям, легко и быстро перенимаются и распространяются. Дополнительно для мелких предпринимателей и фермеров организовывается обучение основам ведения бизнеса. Через развитие мелкого предпринимательства решаются социальные проблемы и проблема обеспечения экономического роста.

На канале YouTube есть множество роликов с историями успешного применения этого инструмента. Например, о том, как в Перу в рамках программы SUN с помощью учебных маршрутов решается проблема детского истощения (с 2007 по 2014 год количество детей с истощением сократилось в 2 раза – с 28,5% до 14%). Или как в Кении используются учебные маршруты для решения проблем сохранения окружающей среды и адаптации к изменениям климата. В Таиланде три коренных племени объединили свои усилия для сохранения леса на своих традиционных землях проживания. Они совместно учились развивать фермерство и повышать производительность методами, безопасными для природы. А в Бангладеш реализовали шестилетний проект по развитию мелкого предпринимательства с помощью учебных маршрутов.

Мне кажется, нашим общественным организациям есть чему поучиться у IFAD. Успехи местных активистов в борьбе с коррупцией, организации городского пространства, создания условий для развития мелкого предпринимательства, решении социальных проблем вполне можно распространять на другие регионы, организовывая вот такие учебные поездки из одного города в другой.

Для поддержки развития знаниевой культуры IFAD реализовал следующие шаги:

  • закрепление ряда статей бюджета за инициативами в области обучения и распространения знаний, чтобы гарантировать их финансирование на необходимом уровне;
  • внесение в должностные инструкции сотрудников задач по обучению и обмену знаниями; внесение соответствующих компетенций в требования при найме сотрудников;
  • дополнение системы КПЭ сотрудников показателями для оценки инноваций, достижений в области обучения и распространения знаний; разработка системы специальных поощрений (наград и призов) за особый вклад в этой области;
  • изменение системы мотивации сотрудников с учетом дополненных КПЭ, а также перебалансировка системы в пользу оценки вклада сотрудника в командную работу;
  • доработка программы адаптации новичков с учетом этих требований;
  • регулярное обучение сотрудников принципам и инструментам управления знаниями;
  • внедрение программы ротации персонала между подразделениями фонда и регионами;
  • обязательное проведение финального интервью для всех сотрудников.

Ну и конечно, куда же без сторителлинга – одного из самых эффективных инструментов передачи знаний J На сайте IFAD есть отдельный раздел «Наши истории», в котором собраны вдохновляющие рассказы об успешных проектах фонда.

Кейсы компаний / 04.12.2017 | Просмотров: 184 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, кейс
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2017            Хостинг от uWeb