02.01.2018 | Добавил: andriipopadiuk | Просмотров: 616
Бережливость. Кому она подходит и стоит ли начинать?

На рынке всегда полно конкуренции. Очень нелегко просто так выйти на лидерские позиции и удерживать их, так как возможность быть конкурентноспособным требует постоянных усилий. Для этого нужна прочная система и вовлеченная команда. К сожалению, большинство компаний очень далеки от этого на сегодняшний день. Именно поэтому принципы бережливости или лин (LEAN) продолжают не только оставаться актуальными в наше время, но и проникать во все большее количество сфер.

В моем блоге я хочу отойти от устоявшихся норм бережливости. В частности: отбросить клеймо “производство”, не так много говорить о тренингах и инструментах. Последние важны, но в меньшей мере, чем, например, изменение мышления и поведения лидеров и сотрудников компании.

Бережливость сегодня

Бережливость обсуждается в комнатах совещаний, кабинетах директоров, тренингах, статьях. И, конечно же, привлекает много внимания тех, кто постоянно пытается найти “серебряную пулю”. То действие или проект, которые принесут им деньги. Никто не говорит о постоянных и постепенных улучшениях. Все хотят “похудеть за 2 недели, ничего не делая”. Но даже если компании начинают свой путь, 7 из 10 с него сходят, так как просто не хватает фокуса у руководителей и банального видения.

У одних не получается избежать клейма “инициативы месяца”. Другие просто рассматривают бережливость как что-то внешнее по отношению к работе, на что никогда нет времени. Здесь важно понимать, что это не программа, которую можно внедрить и забыть.

Бережливыми должны быть все, а не только производство

Я пропущу исторические факты, когда и где принципы бережливости начали внедряться впервые. Давайте сразу перейдем к современности. Я постараюсь ответить на один вопрос. Чем бережливость является сегодня?

Повсеместно можно встретить термин “бережливое производство”. Первое, на что вы обратите внимание – это слово “производство”. Но поскольку у вас нет серийного производства – вы пройдете мимо.

Я с этим названием полностью не согласен. До сих пор не понимаю, почему организационную эффективность приписали только к производствам. Бережливая компания очень клиентоориентирована. Она оттачивает свою производительность и эффективность, чтоб создавать ценность для потребителей. Эта ценность будет вовремя доставлена в правильном виде, в правильное место и, конечно же, вовремя.

У арматурного завода есть потребители? А у турагентства, интернет магазина, автомастерской? Не говоря уже о больницах. Все эти бизнесы или организации создают что-то для своих клиентов. Будь это физический товар или услуга – все это ценность, за которую клиент готов платить деньги.

    Если есть результат, значит есть процесс, который можно улучшить.

Общепринятым фактом считается, что более 90% всех задержек происходит именно из-за беспорядочных офисных процессов как на производственных предприятиях, так и в сфере услуг. Цифра слишком большая, чтоб ею пренебрегать.

“А что если у меня в компании и так все хорошо?”

Большинство компаний, вне зависимости от размера или географии, имеют одну общую черту – у всех есть проблемы с удовлетворением клиентов. И это не потому, что клиенты плохие или работники плохие. Плохая система, в которой они работают.

Применение принципов бережливости позволило многим компаниям стать очень успешными на протяжении предыдущих десятилетий. Если вы находитесь в высококонкурентной среде, тут все просто – кто первым начнет, у того и будет преимущество.

Сколько раз вы разочарованно говорили – если б они всего лишь сделали то, о чем их попросили, все было бы отлично. То, что со стороны кажется так просто, очень тяжело воплотить в жизнь внутри своей сферы деятельности.

Развитие таких компаний можно описать принципом: где есть пустое место – туда и кладем; и если у кого-то есть свободное время – пусть он будет ответственным за новую задачу. Изменения если и документируются, то слабо. Конечно же, мы всегда думаем, что это временное решение, но каким-то чудотворным образом оно остается постоянным.

В результате получается такой себе управляемый хаос, где человеку извне очень сложно прижиться – ведь все идет на опыте старожилов. Если такой старожил уходит – все знания уходят вместе с ним. Про управляемость операций или масштабирование тут речи быть не может. Когда идут первые попытки понять текущую ситуацию в таких компаниях, на вопрос “почему?” самый популярный ответ у исполнителей: “Да мы всегда так делали” или “Только у меня есть доступ, потому документировать ничего надо”. Таких примеров можно привести сотни.

Что же делать?

Сложно представить себе бизнес, вне зависимости от сферы работы, который не ставит себе цели быть максимально полезным клиентам с минимальными затратами финансов и усилий.

Мне больше всего нравится описание бережливости как “упрощение и устранение помех в выполнении работы”.

    Если работа выполняется трудно – значит вы что-то делаете не так.

Приняв решение работать по принципам бережливости, вы становитесь на путь постоянных улучшений. Я не говорю о постоянных проектах и полном пренебрежении основной работы. Речь идет о разного рода постоянных изменениях внутри вашего круга влияния. Важно начинать с маленьких улучшений – этим вы начнете создавать культуру внутри компании. Очень важен правильный баланс между постоянными, но маленькими улучшениями, и масштабными проектами, которые позволяют делать прорывы.

Главным ключом к успеху здесь является именно постоянство. Как-то я услышал фразу от одного топ-менеджера: “Но ведь мы уже внедрили бережливость”. Вы же никогда не скажете: “Я уже умею подтягиваться 20 раз – больше в зал ходить не надо” или “Больше дома убирать не буду – уже чисто”.

    Вами должно двигать постоянное несогласие с текущим положением дел.

Заключение

Бережливость уже давно перестала быть чем-то сугубо относящимся к большим производствам. Любая организация должна становиться более эффективной и предоставлять лучшие товары и услуги клиентам. Здесь уже не приходится лишний раз задумываться, внедрять или нет. Так как рано или поздно все на рынке придут к работе по принципам бережливости. И главное – кто будет первым, тот и получит конкурентное преимущество, которое нельзя просто так взять и скопировать. Конечно же, будут разные дни, будут ошибки, будут тушения пожаров. Но это будут исключения, а не “бизнес, как обычно”, к чему мы все так привыкли.

Лин6Сигм / 02.01.2018 | Просмотров: 616 | Добавил: andriipopadiuk | Всего комментариев: 2 / Теги: бережливый офис, бережливый сервис, бережливое производство, Kaizen
ОБ АВТОРЕ
Андрей Попадюк Андрей Попадюк – Lean-практик в сфере услуг.
С 2009 года я внедрял принципы Lean в Норвегии, Украине, США. Сейчас работаю над проектом в Тринидаде, охватывая более 15 национальностей в моих командах.
На своих страничках в facebook и LinkedIn, я делюсь опытом, а также показываю свое постепенное развитие как специалиста. Если у вас есть вопросы, советы или комментарии – обязательно напишите мне. Буду рад с вами пообщаться!

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
0
1
Любой организации не помещает еще немного бережливости. Каждый из нас помимо дохода имеет и расходы, и дебит с кредитом нужно сводить даже уличному ларьку по изготовлению дубликатов ключей. Конечно это не серьезно, но склонность к бережливости можно выявить простой тест и вы знаете, будет ваш бизнес успешен или нет)))
avatar
0
2
Анжела, спасибо за ваш отзыв. Отличные примеры. А вот ссылка к бережливому производству отношения не имеет. Вынужден удалить.
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb