11.01.2018 | Добавил: andriipopadiuk | Просмотров: 594
5 фундаментальных принципов каждой бережливой компании

В этой статье я хочу пролить свет на ту часть Lean, где большинство компаний терпит поражение. Слишком много людей думают, что зная всевозможные инструменты, они уже на полпути к операционному совершенству. Да и сам я так думал лет 6 назад. Этот пост – не выступление против инструментов, а скорее то, что должно им предшествовать.

Книг и материалов о разных методах и их комбинациях целая куча. Но в каждом своем новом внедрении я стараюсь, чтоб именно эти 5 принципов были наполнены смыслом и действиями максимально быстро.

Когда вы слышите разговор о какой-нибудь новой методике, как правило, речь идет о результатах. Но есть кое-что, что позволяет этим результатам появиться. Это базовые принципы, на которых эта методика построена. Для того, чтоб стать максимально эффективным в чем-либо, вам необходимо понять эти принципы. Без них вы будете попросту копировать других, так и не получая результата, поскольку все самое важное остается за кадром.

Множество компаний думали, что если они сделают карты процессов более цветными и качественными, чем на заводах Тойота – их ждет успех. К сожалению, этого не происходило (многие под внедрением Lean понимали вывешивание цветных карт по всем предприятию… но такое и сейчас можно встретить).

Использовать опыт других – решение правильное. Всегда необходимо сравнивать себя с лучшими. Но только поняв основополагающие принципы, вы сможете понять их решения и адаптировать эти решения к своим условиям.

Как попутчики не всегда едут по самому прямому маршруту, так и внедрение Lean не всегда состоит из одних успехов. Но если у вас есть карта с основными точками, куда надо попасть перед прибытием в место назначения, вы всегда можете ориентироваться в текущей ситуации. Эти 5 принципов очень упрощены, но это хорошее начало для любого внедрения.

Каждый из принципов имеет свои инструменты и поведение, которое он воспитывает. Самое главное – у них нет определенного порядка, и все они работают в связке. И более всего они заметны, когда организация сталкивается с проблемами. Всегда легко пользоваться принципами, когда все хорошо. Но как вы будете действовать при первых же пожарах?

Принцип 1 – наблюдайте работу как действия, взаимосвязи и потоки

Первый принцип является основополагающим для всех остальных.

Он показывает, насколько хорошо вы понимаете текущее положение дел. Здесь легко ошибиться. Ведь вы каждый день принимаете решения и решаете проблемы как раз с уверенностью в том, что вы полностью все знаете. Опасность здесь в том, что так, как видите все вы, скорее всего, не видит больше никто в вашей фирме. И наоборот.

    Понимание текущей реальности должно быть максимально полным, и оно должно быть у всех.

Часто люди, которые стремятся понять, что происходит в компании, смотрят только на результаты. Но это всего лишь цифры. Вам же необходимо понять, откуда эти цифры появляются.

Когда вы наблюдаете за воробьями за окном, вы замечаете совсем другие вещи, нежели орел, который наблюдает за ними с дерева. Вы должны добиться, чтоб каждый в компании смотрел на ситуацию под одним и тем же углом. Получается, что нет неправильного понимания ситуации – есть только неполное.

Добиться этого понимания вам помогут такие инструменты как карта потока создания ценности, карта процесса, диаграмма спагетти. Если эта часть сделана правильно – все остальное пойдет проще.

Принцип 2 – системно устраняйте потери

Потери – что мешает вам привносить ценность в ваши товары или услуги. Ценность, в свою очередь – это то, за что клиент готов платить вам деньги. Это прописные истины.

Потери и эффективность их устранения измерить намного проще, чем все остальные принципы. Но, к сожалению, и здесь есть свои мифы, которые необходимо разрушить.

Некоторые консультанты и гуру Lean преподносят устранение потерь как главную цель всего внедрения. Но насколько продолжительными будут ваши достижения? Не ответив удовлетворительно на следующие вопросы, вы не можете похвастаться успехом в освоении второго принципа:

  • Сколько людей используют понимание потерь в ежедневной работе?
  • Есть ли у каждого сотрудника возможность быть постоянно вовлеченным в устранении потерь?
  • Рассматриваете ли вы проблемы и возможности в разрезе потерь?
  • Сколько времени люди (особенно руководители) проводят над выявлением потерь?

Как только люди начинают использовать понятие потерь в ежедневной работе, многие возможности, ранее незаметные, тут же начинают резать глаз. Именно использование здесь является ключевым моментом. Знание само по себе ничего полезного в этом случае не привносит.

Принцип 3 – получите всеобщее согласие на уровне “что и как”

Без согласия “что и как” никуда. С одной стороны, можно заменить слово “согласие” на “стандартизация”. Но мы потеряем много контекста. Этот принцип идет дальше стандартизированной работы или 5S – инструментов, которые помогают организовать рабочее пространство для более эффективного устранения потерь.

Согласие же подразумевает, что все стороны, которые соприкасаются с процессом, согласны с тем, “что и как” должно быть сделано для его выполнения. Этого очень тяжело достичь в реальных условиях. Даже при одинаковых инструкциях каждый сотрудник выполняет работу по-своему. Само собой, кто-то будет выполнять ее лучше всех. Привычки взрослых людей менять тяжело. Но вам необходимо добиться согласия на таком уровне, чтоб люди ценили лучший способ выполнения работы больше, чем комфорт работы с собственной привычкой. Лучший метод не должен им нравиться, но с ним должны соглашаться.

Давайте обратим внимание на вторую часть сочетания “что и как”. Большинство компаний смотрят только на первую. Все, что обсуждается на совещаниях, является общими целями. Решить проблему с клиентом – это “что”. Ваша задача – исключить несколько вариантов того, “как” цель может быть достигнута. Иначе вы будете жить в хаосе.

Каждый день миллионы людей двигаются по дорогам с огромной скоростью в своих авто. Можно ли сказать, что у них есть согласие с общепринятыми нормами? Ведь они не проводили собрание перед выходом на дорогу. Если учитывать отношение аварий к количеству машин на дороге – можно сказать, что согласие с текущей системой существует.

Принцип 4 – системно решайте проблемы

Этот принцип не о том, решаете ли вы проблемы. Все их решают. Важнее всего здесь то, как вы смотрите на проблемы. Некоторые компании перестают использовать слово “проблемы” и меняют его на “возможности”. В этом нет ничего плохого, но необходимо пойти дальше позитивного мышления уровня фильма “Секрет”. Ведь проблем меньше не станет, если вы назовете их по-другому.

Я всегда говорю, что проблемам необходимо радоваться (насколько это будет возможно в тот момент). Ведь это возможность их исправить и стать лучше. В Тойоте говорят “когда проблемы незаметны – это проблема”. Ведь они есть всегда – вы их просто не видите.

Вы должны сосредотачиваться на решении как малых, так и больших проблем. Первое: даже маленькая утечка может потопить большой корабль. Также и у вас. Множество мелких нерешенных проблем может существенно перевесить все плюсы от решения нескольких больших проблем. Второе: вы просто не можете знать наперед, насколько сильно вас ударит эта маленькая проблемка в будущем. Лучше ее решить сейчас и устранить возможность ее повторного возникновения.

    Множество мелких нерешенных проблем может существенно перевесить все плюсы от решения нескольких больших проблем.

Теперь по поводу того, как вы решаете проблемы. Если что-то поломалось или на линии ждет недовольный клиент – вы сделаете все, чтоб вернуть оборудование в строй или удовлетворить этого клиента. Но что дальше? Большинство посчитают, что все готово. Для меня это не более чем пластырь, приклеенный на треснувший двигатель автомобиля.

Вы должны пойти дальше и понять, что именно привело к этой ситуации и как эта или последующие проблемы повлияют на ваши отношения с клиентами или поставщиками.

Как вы решаете проблемы в офисе по сравнению с домашними? Если сотрудник обнаруживает проблему, вы приложите все усилия для ее устранения. А если ваш ребенок принесет двойку из школы? Посмотрите ли вы на нее как на очередную цифру в дневнике или задумаетесь, как это может повлиять на ближайшее будущее ребенка? Скорее всего, второе. Всегда спрашивайте себя: каким образом эта проблема может повлиять на успех компании в будущем?

Принцип 5 – создайте обучающуюся организацию

Если первый принцип – основополагающий для остальных четырех, то пятый – это клей, который держит все вместе. Это также самый субъективный принцип. Термин “обучающаяся организация” можно найти везде. Чаще всего, это теория и лозунги. Рядовой компании на практике применить такое очень сложно.

По-настоящему бережливая обучающаяся компания получает новый опыт и знания из своих же улучшений. В каждом улучшении или эксперименте должны быть задействованы сотрудники. Особенно круто, когда команда делает выводы и улучшает свое же улучшение. Или когда что-то не сработало, и другая команда берет инициативу на себя. Здесь, конечно, важно соблюдать здравый смысл и уважение друг к другу, но это само собой разумеется.

Много компаний преуспевают в освоении первых четырех принципов, но не вовлекают в это сотрудников, привлекая консультантов извне. В результате краткосрочные улучшения есть, но никакого развития дальше.

Чем больше экспериментов, тем лучше. Вы можете знать множество способов для улучшений и располагать показателями, но ожидание идеального момента никакой пользы вам не принесет. Также не пытайтесь исправить все и сразу. Попытка “съесть слона целиком”, скорее всего, затянется надолго, и люди потеряют уверенность в себе или в вас.

При любом исходе эксперимента необходимо его проанализировать. Это важно – ведь вы можете перевыполнить цель, а можете и вообще попасть в другую. По следующим вопросам американская армия оценивает успешность своих миссий. Попробуйте и вы.

  1. Что должно было произойти?
  2. Что на самом деле произошло и почему?
  3. Что мы можем почерпнуть из этого успеха или поражения?
  4. Что мы сделаем по-другому в следующий раз?

А теперь – главная помеха экспериментам и их анализу. Почти все, с кем мне приходилось работать, жалуются на время. Я вижу в этом не отсутствие времени, а нежелание выходить из зоны комфорта. А ведь именно за зоной комфорта начинается зона обучения.

Именно отсутствие анализа и отслеживания – главная беда большинства проектов. Исправить эту ситуацию – ваша главная задача как лидера.

Заключение

Мы живем в мире быстрых результатов. Я прекрасно понимаю, как сильно хочется побыстрее описать все действия в компании, раздать участникам процесса и выдохнуть с облегчением.

Руководствуйтесь этими 5-ю принципами и наполняйте их инструментами и действиями в зависимости от потребностей компании на сегодняшний день. Практика показывает, что очередность не имеет особого значения, но пренебрежение даже одним принципом может быть очень чревато.

В любом случае, мы не о высшей математике здесь говорим, и на самом деле, работа над каждым из этих принципов очень увлекает, так как это сплачивает команду и поднимает всех на более высокий уровень взаимодействия.

Далее в этом блоге будет еще много статей и материалов, которые раскрывают последовательные тактические действия и советы по внедрению каждого из этих принципов.

Лин6Сигм / 11.01.2018 | Просмотров: 594 | Добавил: andriipopadiuk | Всего комментариев: 0 / Теги: мнение, бережливое производство
ОБ АВТОРЕ
Андрей Попадюк Андрей Попадюк – Lean-практик в сфере услуг.
С 2009 года я внедрял принципы Lean в Норвегии, Украине, США. Сейчас работаю над проектом в Тринидаде, охватывая более 15 национальностей в моих командах.
На своих страничках в facebook и LinkedIn, я делюсь опытом, а также показываю свое постепенное развитие как специалиста. Если у вас есть вопросы, советы или комментарии – обязательно напишите мне. Буду рад с вами пообщаться!

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb