01.02.2018 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 284
Управление знаниями: что с пациентом?

«Сова приложила ухо к груди Буратино.
– Пациент скорее мертв, чем жив, – прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
– Пациент скорее жив, чем мертв…
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
– Одно из двух, – прошелестел он, – или пациент жив, или он умер. Если он жив – он останется жив или он не останется жив. Если он мертв – его можно оживить или нельзя оживить.»

«Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой

В сказке, как мы помним, с пациентом в итоге все было хорошо :-) Вот и управлению знаниями как дисциплине ведущие мировые специалисты периодически проводят «профилактическое обследование», чтобы оценить текущие тренды и спрогнозировать дальнейшее развитие. Около года назад Ник Милтон делал вебинар на эту тему, а немного позже Стэн Гарфилд подготовил презентацию «Управление знаниями: каково текущее состояние?». В сегодняшней заметке – перевод тезисов этой презентации.

Негативные индикаторы

  1. Исчезновение или замедление работы некоторых каналов:
    • Меньше запускается новых блогов по управлению знаниями, старые перестают поддерживаться.
    • Публикуется меньше новых книг.
    • Многие локальные сообщества прекратили свою работу.
    • Нет больше Исследовательского центра работающих знаний (который возглавляли Том Дэвенпорт и Ларри Прусак), не проводятся конференции Braintrust, Enterpise 2.0 и некоторые другие похожие мероприятия.
    • Перестали выходить издания Inside Knowledge и KM Review.
    • Меньше поддерживается рабочих сайтов по управлению знаниями.
  2. Сворачивание программ управления знаниями в рамках сокращения расходов в крупных организациях:
    • Некоторые программы были отменены.
    • Некоторые выдающиеся лидеры мнений в области управления знаниями уволились.
    • Осталось очень мало директоров по управлению знаниями.
    • Функция управления знаниями до сих пор пытается найти свое место в организациях и очень часто добавляется подразделениям, которые не понимают и не ценят ее.
  3. До сих пор в некоторых программах управления знаниями доминируют технологии и инструменты:
    • Людьми и процессами пренебрегают.
    • Вендоры преувеличивают легкость внедрения и выгоды применения своих инструментов.
    • Управление знаниями рассматривается как система (инструмент), а не экосистема.
    • Усилия по управлению знаниями часто не оправдывают ожиданий.
  4. Лидеры не вовлечены:
    • Их узкий диапазон внимания распыляется на множество идей, предлагаемых аналитиками и консультантами.
    • Они не формулируют четко свое видение того, что хотят от работающего управления знаниями.
    • Они не показывают пример.
  5. Уровень дохода от консультирования по управлению знаниями в большинстве крупных консалтинговых фирм не достаточен для того, чтобы поддерживать обширную практику:
    • Практика управления знаниями отсутствует или очень небольшая.
    • Сфокусирована на одной области – например, технологиях или управлении персоналом.
    • Консультирование в большинстве случаев осуществляют небольшие нишевые фирмы или независимые консультанты.

Позитивные индикаторы

  1. Продолжают успешно работать сообщества управления знаниями.
  2. Публикуется много новых постов по этой теме в сети LinkedIn.
  3. Стэн регулярно получает запросы на презентации, публикации, участие в дискуссиях, интервью и просьбы дать ответы на вопросы об управлении знаниями.
  4. На форумах и конференциях появляются новые участники, эксперты управления знаниями получают новые запросы.
  5. Продолжают появляться и заполняться вакансии специалистов по управлению знаниями.
  6. Продолжают проводиться конференции по управлению знаниями с хорошей посещаемостью.
  7. Университеты предлагают дополнительные курсы и программы по управлению знаниями.
  8. Возросшее использование внтурикорпоративных социальных сетей улучшило обмен знаниями внутри и между организациями.
  9. Продолжают создаваться и работать сообщества практиков и сообщества по интересам во всем разнообразии форм.
  10. Организации продолжают внедрять управление знаниями.

Наблюдения

  1. Фундаментальные потребности в управлении знаниями не исчезают, даже если организации сворачивают некоторые программы. Потребности обмениваться знаниями, сотрудничать, создавать инновации, обучаться и повторно использовать знания не меняются со временем.
  2. Многие ИТ-департаменты не понимают идеи управления знаниями и социального бизнеса – они стараются сокращать расходы, консолидировать и выживать. Поэтому нужна отдельная программа управления знаниями, чтобы возглавить сотрудничество, коммуникации и связи.
  3. Сообщества – это не новая концепция, но они все еще имеют огромный потенциал для облегчения общения, группового обучения и поиска ответов на вопросы. Иногда старые доказанные, а не супермодные, подходы работают лучше всего.
  4. Управление знаниями – это относительно стабильная профессия, хотя и не быстрорастущая.
  5. Большинство людей до сих пор не слышали об управлении знаниями.
  6. Google замещает некоторые внутренние инструменты управления знаниями.
  7. Термин «управление знаниями» до сих пор в обороте, в отличие от «Enterprise 2.0». Другие термины (большие данные, когнитивные вычисления, аналитика) могут меняться или постепенно исчезать в будущем, но управление знаниями, похоже, твердо стоит на месте.
  8. Социальный бизнес имеет огромный потенциал для управления знаниями, но ему нужно решить некоторые проблемы:
    • Многие люди сопротивляются использованию социальных инструментов, включая большинство лидеров.
    • Внутрикорпоративные социальные сети воспринимаются скептически - как дополнительная нагрузка, пустая трата времени, что-то несерьезное.
    • Внутренние блоги и wiki так и не заработали успешно в большинстве компаний.
    • По-прежнему самым популярным инструментом для совместной работы остается электронная почта. В большинстве организаций ее используют 100% людей, а современные технологии – гораздо меньшее количество.

Актуальные тренды

  1. Удержание знаний: старшее поколение сотрудников скоро выйдет на пенсию, и чтобы воспользоваться его знаниями и опытом, нам нужны креативные подходы – например, удерживать пенсионеров на связи с сообществами преемников.
  2. Аналитика: глубокий анализ данных, тренды, статистика, корреляции используются для принятия более качественных бизнес-решений.
  3. Когнитивные вычисления – поддержка решений и облегчение действий.
  4. Сети электронных коммуникаций (включая Yammer и Workplace от Facebook) – связь между людьми, предоставление им голоса и возможности выражать свою индивидуальность для роста доверия.
  5. Slack и другие мессенджеры – лучшее взаимодействие, чем с использованием электронной почты.
  6. Геймификация – мотивация к желательному поведению через развлечения.
  7. Агрегация – использование тэгов, лент активностей, API-звонков для обеспечения релевантной информацией через множество каналов.
  8. Кастомизация – позволение людям взаимодействовать с потенциально перегруженными потоками информации оптимальным способом, отфильтровывая шумы и поставляя только самое необходимое.
Управление знаниями / 01.02.2018 | Просмотров: 284 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb