26.02.2018 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 310
И снова… о сообществах практиков

Заметка о профессиональных сообществах Владимира Баронова стала самым популярным материалом в нашем блоге за 2017 год, с заметным отрывом опередив остальных лидеров. И это неудивительно – тема сообществ практиков становится все более популярной, т.к. инструмент действительно очень эффективный. Сегодня предлагаю вам познакомиться с двумя заметками Ника Милтона по этой теме.

«10 факторов успеха сообщества практиков»

Эту заметку Ник подготовил на основе результатов исследования, проведенного Warwick Business School вместе с UK Knowledge and Innovation Network. Вот их рецепт успеха:

  1. Обеспечьте существенное финансирование очных мероприятий. Сообщества практиков основаны на отношениях и доверии, а отношения и доверие укрепляются во время встреч. Команда ключевых членов сообщества (и как можно больше других участников) должна собраться на стартовой встрече и затем собираться на регулярной основе (в идеале – ежегодно).
  2. Позаботьтесь о том, чтобы деятельность сообщества была направлена на решение проблем бизнеса. В принципе, можно для начала организовать в компании сообщество как клуб по интересам – вокруг какого-то хобби. Но все же рабочее время – для рабочих задач, поэтому даже если вы уделили много внимания социальной составляющей на старте, со временем двигайте сообщество в сторону решения задач бизнеса.
  3. Организуйте обучение для лидера сообщества. Лидер (или фасилитатор)1 сообщества – это ключевая роль, и она требует осознанности и определенных навыков.
  4. Позаботьтесь, чтобы у лидеров сообщества было достаточное количество времени для этой роли. Если сообщество доросло до 600-1000 участников, управление им уже может занимать полный рабочий день.
  5. Обеспечьте высокий уровень ожиданий от работы сообщества у спонсора. Сообщество должно быть самоуправляемым – руководство не должно вмешиваться в его работу. Но необходимо обеспечить спонсорскую поддержку со стороны высшего руководства и выдвинуть требования к результатам работы, которые хотят увидеть руководители.
  6. Вовлекайте участников в развитие лучших практик. Главная задача сообщества – обеспечить обмен практическими знаниями между участниками, выявляя лучшие идеи и решения, которые со временем стоит оформить в виде лучших практик.
  7. Улучшайте «полезность» ИТ-инструментов, которые поддерживают работу сообщества. Ими должны пользоваться, и они должны быть полезными и удобными в использовании.
  8. Убедитесь, что для сообщества установлены ясные цели. Цели устанавливаются самим сообществом, но они должны соответствовать ожиданиям спонсора. Например, такой целью может быть сокращение потерь в конкретном бизнес-процессе.
  9. Развивайте способность сообщества помогать участникам в решении их ежедневных рабочих проблем. Это ответ на вопрос, зачем участвовать в работе сообщества конкретному сотруднику. Без этого аспекта работы сообщества люди будут уходить из него, не желая тратить на эту деятельность свое время, и сообщество постепенно умрет.
  10. Создайте ощущение общности, сопричастности. Оно станет основой лояльности участников сообщества в долгосрочной перспективе и будет способствовать укреплению доверия сотрудников друг к другу.

«27 способов добавления ценности сообществами практиков»

Эту заметку Ника я предлагаю вам использовать как чек-лист для ваших сообществ – вдруг есть что-то, чего вы еще не делаете, а было бы неплохо начать? Меня, например, зацепил пункт 18 – создание схемы таксономии и/или метаданных, чтобы участники сообщества письменно фиксировали свои знания в одинаковом ключе. Выработка операциональных определений, создание глоссария часто остаются «за скобками» как малоинтересные технические задачи, но они позволяют избежать противоречий в публикациях разных авторов внутри единой базы знаний. Кроме того, таксономические и онтологические схемы, подготовленные для какой-то области знаний, позволяют контролировать полноту базы знаний – проверять, где остались «белые пятна» (если у вас в этом есть необходимость, конечно).

Итак, список Ника.

Отдельные участники сообщества могут:

  1. Решать проблемы друг друга.
  2. «Учиться до» начала какой-то работы – используя сообщество как механизм Совещания коллег (Peer Assist).
  3. «Учиться в процессе» выполнения работы, опираясь на знания сообщества.
  4. «Учиться после», делясь извлеченными уроками с сообществом.
  5. Поддерживать друг друга эмоционально, обмениваясь сообщениями и поздравлениями.
  6. Сравнивать результаты своей деятельности с результатами других участников сообщества.
  7. Обмениваться ресурсами в рамках сообщества (инструментами, шаблонами, подходами).
  8. Делать совместные закупки (покупая то, что для отдельного участника покупать не оправдано2).
  9. Сотрудничать при выполнении договоров (используя «силу закупок сообщества»).
  10. Кооперироваться для использования пробных версий чего-либо и участия в пилотных проектах.
  11. Делиться результатами исследований и, возможно, тем самым избавлять других от необходимости проводить такие исследования самостоятельно.
  12. Обмениваться оборудованием (повторно использовать старое оборудование, делиться общим).
  13. Выступать менторами и коучами друг для друга.

Сообщество в целом может:

  1. Совместно вести блог сообщества, который работает как «история в реальном времени», отражая то, чему сообщество учится коллективно.
  2. Быть учебным ресурсом для новых сотрудников.
  3. Создать и поддерживать документированные лучшие практики, например, используя Вики-платформу как общую базу знаний.
  4. Создать и поддерживать свою базу документов как общий ресурс.
  5. Определить схему таксономии и/или метаданных, чтобы отдельные участники могли записывать свои знания по единым правилам.
  6. Выявлять наиболее полезные ресурсы (например, через обратную связь и голосование).
  7. Выделять самых щедрых участников, оказывающих наибольшую помощь другим (например, через ежегодные награды вроде «Внесший наибольший вклад»).
  8. Вести список общих рисков и предупреждающих знаков (и того, что нужно сделать, когда их выявляешь).
  9. Создавать чек-листы и шаблоны для использования участниками.
  10. Создавать знаниевые продукты3 для использования клиентами и потребителями.
  11. Выявлять проблемы удержания знаний.
  12. Выявлять «белые пятна» в обучении и совместно работать над созданием учебных материалов, чтобы их закрыть.
  13. Создавать инновации - новые продукты, услуги или возможности для бизнеса, - благодаря комбинированию идей всех участников.
  14. Влиять на стратегию организации.

______________________________________
1 Здесь роли лидера и фасилитатора сообщества рассматриваются как тождественные. Но это не так, на самом деле. Эти роли требуют разных компетенций и навыков. Подробнее о ролях в сообществе можно прочесть, например, у Ларри Прусака в книге «Как превратить знания в стоимость?» - прим. ред.
2 Этот и следующие 4 пункта довольно специфические – они, как правило, актуальны для очень крупных компаний со множеством филиалов. Хотя возможны и другие варианты: например, когда участники профессионального сообщества вместе оплачивают обучение одного из них на каком-то очень дорогом тренинге с условием, что он потом обучит всех остальных – прим. ред.
3 Например, списки FAQ для клиентов, которые можно разместить на сайте компании – прим. ред.

Инструменты / 26.02.2018 | Просмотров: 310 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb