05.03.2018 | Добавил: dmagic | Просмотров: 1013
Если бы эта книга попала мне в руки лет 10 назад…

Книга Тони Хамфриса (Tony Humphreys) – “The Mature Manager: Managing from Inside Out”, – что в переводе, очевидно, будет звучать как “Зрелый менеджер. Управление изнутри наружу”, в моем личном рейтинге заняла место где-то рядом с книгами Голдратта. Почему? Потому что также сносит крышу, заставляет краснеть в моменты осознания собственного невежества или расправлять плечи, когда хочется вскрикнуть “я так и знал!”. Еще эта книга может вызывать перегрев “главного процессора”, помутнение в глазах и отказ некоторых клеток мозга соглашаться с прочитанным…

В этой заметке я бы хотел поделиться с читателями своими впечатлениями и наиболее запомнившимися мне моментами из книги. Но вначале расскажу немного об авторе, так как имя у русскоговорящей аудитории не заезжено рекламами бестселлеров.

Тони Хамфрис – ирландский клинический психолог, лектор, блоггер и автор почти двух десятков книг в стиле “помоги себе сам”. Его книги касаются отношений в семье, отношений с детьми, способов нашего мышления, лидерства и т.д. “Зрелый менеджер” (а может, “Матерый менеджер”?) – не самая известная его работа, хотя и единственная, которую я прочел к настоящему времени. Если судить по ней, то в своих работах автор резюмирует свой опыт: рассказывает о том, с чем сталкивался, и делится своими размышлениями на этот счет.

Это звучит интересно, не правда ли? И все же, кто будет читать книги, написанные психологом? Уж точно не бережливые шестисигмовцы. Нам подавай “Талантливых сотрудников” Лайкера, “Lead With Respect” Боле… Кату Ротера на худой конец… Ну к чему нам эти книги по психологии?

На мой взгляд, в “Зрелом менеджере” рассказано в разы больше о лидерстве, уважении к людям и построении команд, чем во всех вышеупомянутых книгах вместе взятых. И лишь то, что автор не получил грант от университета США, не употребляет Lean-терминологию, не называет все это японскими словами или не отсылает нас к корпоративной культуре Тойоты, не должно останавливать нас от получения полезной пищи для ума.

К тому же автор совершенно не занудствует, излагая системные концепты. Наоборот отталкивается исключительно от практического опыта, приводит жизненные примеры и дает дельные советы. Одним словом, если вас не останавливает английский язык (или какой-либо из других языков перевода), то советую обратить внимание на эту книгу.

Причем советую всем. Не только менеджерам. Ведь не смотря на название книги, она не для менеджеров, а для людей. Для зрелых людей, которые хотят лучше вести коммуникацию, понимать окружающих, лучше взаимодействовать с другими людьми. Что и говорить, первый человек, которому я передал эту книгу – моя жена. Уверен, что в один прекрасный день посоветую эту книгу и своей дочери… Есть всего одна категория людей, которым я не буду ее советовать. Если вы уже считаете себя достаточно зрелым менеджером и не нуждаетесь изучении систематизированного опыта, то не читайте. Не поможет.

Книга состоит аж из 11 разделов:

  1. Другой тип руководителя.
  2. Руководитель, который знает себя.
  3. Руководитель, который себя не знает.
  4. Руководитель, который знает своих сотрудников.
  5. Руководитель, который не знает своих сотрудников.
  6. Менеджмент изнутри наружу.
  7. Менеджмент снаружи внутрь.
  8. Управление коммуникацией.
  9. Конфликт, как вызов.
  10. Управление конфликтом.
  11. Организационная поддержка эффективного менеджмента.

Каждый раздел состоит из нескольких глав. При этом в книге всего около двухсот страниц. Без воды, без долгих отступлений… Единственный недостаток такой концентрации информации в том, что книга не читается на одном дыхании. Нужно делать паузы. Нужно продумывать, где опробовать советы автора, как применить в свое практике, составлять план, как стать более зрелым…

Что понравилось? Или о прочитанном.

  1. Основная идея книги заключается в том, что каждый сотрудник – это не только багаж знаний, но и багаж эмоций (уж простите, что не написал “личность” или “индивид”). Хороших или плохих – не важно. Важно знать о них, важно понимать их, важно осознавать то, что наш багаж эмоций следует за нами повсюду и накладывает свой отпечаток на все виды деятельности. Если мы поймем это и научимся принимать себя такими, какие мы есть, то сможем лучше понимать коллег и принимать их личность. Уважая в каждом человеке его личность, а не багаж знаний или умений, относясь к коллеге с уважением за то, что он индивидуален, а не выстраивая стены просто потому, что он нечаянно обронил не то слово в стрессовой ситуации… Вот оно – “leading with respect”, о котором нам пытаются рассказать все гуру Lean6Sigma.
  2. Наш багаж эмоций сложился под влиянием многих факторов из нашего прошлого. Не все эти факторы положительно отразились. Некоторые привели к созданию так называемых защитных механизмов: спросили при коллегах, в чем причина проблемы, а ты вместо этого отвечаешь “я не виноват”. Такой случай автор называет управлением снаружи внутрь: под влиянием внешнего фактора (спросили при коллегах), запускается защитный механизм (я не виноват), что в итоге не позволяет нам эффективно работать с задачей (понять, в чем причина проблемы).
    Встречались с похожим? А с агрессией в ответ: “Это ты сделал ошибку – что, теперь перекидываешь вину?!” А с саморазгружающим поведением или молчаливым согласием или принятием вины на себя? Как часто люди сами признают вину, чтобы их не обвинили? А ведь вопрос был в другом: в причине проблемы, а не в том, кто виноват.
    Кроме того, что такое поведение не позволяет эффективно взаимодействовать в коллективе, решать задачи, душит креативность и свободу, оно еще и может отражаться в целом ряде других факторов. Алко- и наркозависимость, конфликты в семье, снижение самооценки… суицид. Автор выделяет отдельные страницы для перечисления защитных механизмов, признаков, примеров и последствий. Длинные такие и нудные таблицы, в которых вы просто глазами ищите себя или узнаете коллег и близких.
  3. Если понять себя и свои защитные механизмы, то можно с ними работать – не позволять им подавлять свое внутреннее “я”, и вместе с тем снижать эмоциональную нагрузку на себя и окружающих. Только поняв и начав работу над собственными защитными механизмами, можно попробовать разобраться с защитными механизмами своих коллег. Это автор называет управлением изнутри наружу.
  4. В контексте своего видения данной проблемы автор касается темы управления конфликтами. В плане способов решения конфликта автор ничего кардинально нового не рассказал и не посоветовал. Насколько я могу судить, он и не преследовал этой цели. Вместо этого он предлагает нам принимать конфликт как возможность снятия напряжения, которое зрело в коллективе или отдельном сотруднике. Кто знает, как могла бы разрядиться ситуация? И кто знает, может ситуация, в которой кто-то выражает несогласие, пусть даже поливая его соусом из эмоций, – действительно одна из самых благоприятных? В такой ситуации матерый менеджер идентифицирует конфликт и призовет конфликтующую сторону к открытому разговору.
  5. В последнем разделе автор рассказывает о создании такой организационной структуры и правил, которые будут способствовать эффективному руководству. По мнению автора на это влияют:
    • отношения сотрудников вне организации;
    • отношения сотрудников внутри организации;
    • развитие организации;
    • выбор (и развитие) руководителей;
    • открытие возможностей для проявления себя;
    • отношения между организацией и обществом.

    Этот раздел очень интересный, но очень сжатый. Для того, чтобы схватить мысль автора, достаточно, но для того, чтобы развить ее или продолжить в этом направлении – мало. По крайней мере, мне так показалось.

  6. И наконец, мне понравилось то, что по каждому пункту автор приводит крайний случай: до этого момента вы можете стараться что-то наладить, а с этого момента… влияние эмоционального багажа конкретного человека на конкретный коллектив необходимо резко свести к нулю. Уволить, другими словами. “Ну и где же тут уважение к людям?”, спросите вы. Да уж. Уважением тут и не пахнет. Согласны?
    А вот автор – нет. Он считает неуважением позволять сотруднику разрушаться и/или разрушать коллектив. И если вы ничего не можете с этим поделать, то нужно честно признаться в своей неспособности помочь и отпустить человека.

В общем, приятного чтения, если вам понравилась моя рецензия. А если какой-то из моментов зацепил, оставьте свой отзыв ниже. Буду рад узнать о вашем опыте или обсудить интересную ситуацию.

Лидерство / 05.03.2018 | Просмотров: 1013 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 0 / Теги: Книги, лидерство
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2019            Хостинг от uWeb