13.03.2018 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 285
Как удержать знания?

Организационное знание – как вода: ладошкой не зачерпнешь, в руках не удержишь – утечет сквозь пальцы. Как его сохранить в компании? Именно с этого вопроса начинается интерес к управлению знаниями во многих организациях. Ему выделается важное место в методологических разработках и посвящается множество публикаций – например, в блоге APQC.

В заметке «Капитализация любопытства – как извлечение знаний сотрудников может повысить вашу конкурентоспособность» описан шестишаговый процесс перевода неявного знания экспертов в явное и его фиксации, который используется в Israel Aerospace Industries (IAI). Вот эти 6 шагов:

  1. Выявить силами специалистов по управлению знаниями и управлению персоналом тех сотрудников, которые выйдут на пенсию в ближайшие несколько лет.
  2. Создать карту знаний, чтобы выявить и приоритизировать знания, которые нужно зафиксировать. По словам Ави Кедема, директора по управлению знаниями в IAI, около 5% знаний ваших экспертов покрывают приблизительно 75% потребности в критических знаниях остальных сотрудников.
  3. Выявить «будущих экспертов», которые будут работать с опытными сотрудниками, чтобы задокументировать знания, исходя из их важности для компании и используя шаблоны, разработанные командой управления знаниями.
  4. Запустить сайт для обмена информацией.
  5. Убедиться, что информация, хранящаяся на сайте, интегрирована и оптимизирована для поиска сотрудниками других подразделений.
  6. Отслеживать прогресс и результаты.

На основе проведенных многочисленных исследований APQC создал список базовых подходов для удержания знаний:

Еще один шестишаговый процесс для эффективного удержания знаний предлагается в статье Forbes:

  1. Формализуйте: прописывайте бизнес-процессы, создавайте чек-листы и шаблоны, ведите записи на встречах и совещаниях.
  2. Дублируйте: создайте план подмены сотрудников на случай отсутствия, организуйте обучение смежным специальностям – убедитесь, что в случае форс-мажора у вас есть как минимум два человека, готовых заменить «выпавшего» члена команды.
  3. Обучайте, обучайте, обучайте: чтобы вызвать мотивацию у сотрудников осваивать смежные участки работы, создайте искусственную ситуацию – временно уберите из системы ключевого сотрудника и понаблюдайте, что будет. Если дела быстро начнут разваливаться, у оставшихся сотрудников появится желание разобраться с его работой, чтобы в будущем избежать провала. Если же перекрестное обучение у вас уже неплохо налажено, такой тест даст возможность сотрудникам потренировать свои навыки на практике и обрести уверенность в себе.
  4. Используйте ИТ-системы, чтобы сохранить знания для будущих сотрудников. Им не придется изобретать колесо – они смогут быстро познакомиться с уже накопленными знаниями и двигаться дальше.
  5. Создавайте возможности: организуйте неформальные встречи сотрудников, чтобы они могли общаться и обмениваться знаниями. Развивайте сообщества практиков – это отличный способ сохранять и обмениваться знаниями с большим количеством людей.
  6. Используйте консультантов с умом: помните, что консультант рано или поздно уйдет. Убедитесь, что у вас есть план, как передать его знания сотрудникам компании, чтобы продолжать ими пользоваться после ухода консультанта.

А что говорят об удержании знаний наши эксперты? В профильной группе на Facebook эта тема регулярно обсуждается. Например, вот как Владимир Баронов прокомментировал приведенный список базовых подходов APQC:

    «Только недавно об этом говорили с точки зрения опыта ветеранов. И теперь - рекомендации APQC. Уже системные, бери и пользуйся. Хоть там и немного.)))
    Итак, что нам рекомендуют в качестве наиболее популярных подходов.
    Профессиональные сообщества. К гадалке не ходи - моя самая любимая тема. Реально люди способны обмениваться идеями, делиться опытом с коллегами по всему миру.
    Примеры извлеченных уроков. Классический подход, но многие ли из нас системно подходят к этому вопросу? Когда мы не просто вбили уроки в общую таблицу, а разобрались в причинах и либо скопировали положительное для использования всеми, либо грохнули причины проблем... Не берусь оценить процент тех, у кого есть все, от общего числа тех, кто фиксирует уроки.
    Программы наставничества и обучения. Когда мы передаём свои неявные знания через практику. Особенно это важно для технических и инженерных дисциплин. Простой пример: в ряде компаний срок, за который бывший выпускник на технической позиции начинает получать среднюю по своему региону зарплату, составляет лет 7. Такую же зарплату он может получить через 2 года, если уйдет в продавцы. Как думаете, кто останется? А если этот срок удастся существенно сократить, - что-то изменится?
    Доступ к предметным экспертам. И вот вроде элементарная задача, а сколько внутри нюансов. От того, кто является экспертом, до того, готов ли он отвечать на вопросы. В том числе и на элементарные от молодежи. А если добавить сюда "время, которое эксперт отвечает на вопросы - оно как оплачивается?", - и вовсе все в тумане. Не, в теории легко. Но только до тех пор, пока вы сами не взялись отвечать за этот вопрос.
    Истории... Никогда не смотрел в эту сторону очень серьезно. Хоть в детстве в школу и приходили ветераны, люди интересных профессий (было такое?). А зря. Будем пробовать!
    И ветераны. Те, кто скоро уйдет от нас. Ну, эту тему обсуждали, как и то, что передача опыта от ветеранов новичкам - очень важная задача.
    В принципе, все. Отдельные, возможно даже многие или все элементы из перечисленных есть внутри каждой компании. Вот только удается ли вам уделять всем аспектам достойное внимание, управляя процессом передачи опыта скоординировано? Будем стремиться!»
Управление знаниями / 13.03.2018 | Просмотров: 285 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb