18.04.2018 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 465
Извлеченные уроки «вверх ногами»

В прошлом году мы уже публиковали материал о том, как заставить работать извлеченные уроки, по мотивам заметки Хелен Рассел. И вот недавно Нэнси Диксон опубликовала у себя в блоге интересную заметку, в которой ищет ответ почти на тот же вопрос – почему не работают базы извлеченных уроков?

По мнению Нэнси, причина в том, что задокументированные извлеченные уроки могут быть полезны только в очень узких рамках: условия и контекст у получателя и автора уроков должны быть сходными (Нэнси называет это «ближним переносом»). Примером компании, где такие условия сходны, является Ford Motor. На заводах Ford Motor по всему миру строятся одни и те же транспортные средства с использованием одних и тех же деталей и процессов. Если на заводе грузовиков Ford в Канзас-Сити находят способ усовершенствования какого-либо процесса, это могут повторить на родственном заводе в Кельне, в Германии. Задокументированные извлеченные уроки также полезны, когда в компании разработаны стандартные операционные процедуры (СОП). В этом случае на основе извлеченных уроков можно быстро откорректировать СОП и распространить изменения всюду, где выполняется такая процедура. Таким образом, задокументированные извлеченные уроки эффективны, когда команда выполняет регулярную рутинную задачу, которая может быть доступна другим командам, выполняющим такую же задачу в том же контексте, но в другом месте. «Ближний» в данном случае означает сходство контекста и условий, а не географическое расстояние.

    Мое примечание: практика показывает, что в случае СОП не всегда целесообразно создавать отдельную базу извлеченных уроков. Если компания небольшая, и полученный урок не нужно проверять на эффективность в других условиях (например, на других производственных площадках), то проще сразу откорректировать СОП и работать уже по новым правилам. Если площадок много, то может возникнуть необходимость сбора извлеченных уроков в отдельной базе, чтобы затем проверить их в разных условиях и уже подтвердившие свою эффективность уроки распространять как лучшие практики. Ford пошел как раз по такому пути.

«Дальний перенос» подразумевает разнородные контекст и условия. Он необходим, когда команда, выполняющая нестандартную задачу, хочет перенять опыт другой команды, выполняющей аналогичную нестандартную задачу, но в другом контексте. Например, HR команда, которая планирует сокращение кадров и никогда раньше с этим не сталкивалась, или отделение больницы, которое безуспешно пыталось уменьшить распространение внутрибольничной инфекции. Чтобы передать уроки, извлеченные из нестандартных задач, необходимо «перевернуть их вверх ногами», т.е. начать с проблемы, а не с решения.

Первым шагом для команды, нуждающейся в определенных знаниях, является поиск других групп, которые имели аналогичный опыт или уже решили аналогичную проблему. Возможно, вы найдете несколько таких групп. И здесь многие организации совершают ошибку. Будет неправильным спросить у этих групп, как они решили свою проблему, или попросить у них презентацию или статью об этом. Это неэффективно, если их условия и контекст отличаются от ваших – например, команды имеют другой размер, находятся в другой части страны, имеют более высокий уровень знаний, менее сложных клиентов, больший или меньший капитал и т.д. Это условия для «дальнего переноса».

Ну а дальше Нэнси, по сути, описывает механизм совещания коллег (Peer Assist). Найденные «обладатели нужного опыта» приглашаются на встречу с вашей командой. Вы рассказываете им о своей проблеме, своем контексте, условиях, о том, что вы пробовали и т.д. Гости задают вопросы, чтобы получить полное представление о вашей ситуации. Когда вы объяснили проблему максимально тщательно, вы излагаете свои цели – то, какой именно помощи вы ждете. Вы говорите им, что хотите, чтобы они применили свои знания к вашей проблеме, свой опыт к вашему контексту. Это труднее, чем просто рассказать вам, как они преуспели в своей среде. Зато так есть возможность «вытащить» неявные знания гостей – все то, что они узнали из своего обширного опыта, но не фиксировали, потому что знания такого рода «мобилизуются» только в ответ на новую проблему или задачу. Вместе вы думаете, анализируете идеи, рассуждаете вслух о возможностях. При этом вы все равно получаете уроки, которые они извлекли, но эти уроки нацелены на вашу проблему. Вот это Нэнси и называет извлеченными уроками «вверх ногами».

    Мое резюме: если у вас ситуация «ближнего переноса», собирайте извлеченные уроки – «выталкивайте» знания. Если у вас ситуация «дальнего переноса», организуйте PeerAssist – «вытягивайте» знания.
Инструменты / 18.04.2018 | Просмотров: 465 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: lessons learned, инструменты управления знаниями, Ford
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb