22.05.2018 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 200
Наставничество: уроки от нейрохирургов

Сегодня в нашем блоге перевод заметки Дэвида ДеЛонг «Чему меня научили нейрохирурги в области наставничества?»

Как лидеры совершенствуют передачу знаний следующему поколению своих сотрудников? Один из самых быстрых способов сделать это – улучшить навыки наставничества ваших самых опытных сотрудников. Дэвид раскрывает этот тезис на примере нейрохирургии.

Определите специфический контекст, в котором нужно улучшить наставничество

Хирурги, перед которыми недавно пришлось выступать автору, были озадачены необходимостью улучшить качество наставничества в сфере хирургии основания черепа. Но в этой области есть много разных ситуаций, в которых требуется наставничество:

  • Старшие хирурги выступают наставниками для молодых врачей-ординаторов или своих помощников, которые могут оказаться гораздо более продвинутыми в плане обучения.
  • Опытные хирурги с разной специализацией обучают друг друга.
  • Молодые хирурги работают с новыми технологиями и делятся этим опытом со своими старшими коллегами.

Каждая из этих ситуаций требует разных навыков наставничества, разных отношений и контента. Когда вы обсуждаете наставничество в своей компании, проясните контекст, в котором происходит перенос знаний.

Наставничество может происходить на трех уровнях. В большинстве случаев люди фокусируются только на совершенствовании своих собственных навыков наставника (или ученика), но лидеры должны также фокусироваться на улучшении навыков переноса знаний внутри своего департамента, или функции, или компании. В некоторых случаях настоящие лидеры-визионеры беспокоятся о наставничестве в своей отрасли или профессиональной специальности, думая о создании общей базы знаний для своей области - например, для отдельной специализации в хирургии или другой дисциплины, требующей комплексной экспертизы.

Задайтесь вопросом: на правильном ли уровне мы улучшаем возможности переноса знаний в нашей организации или профессии?

Готовьтесь к изменению динамики наставничества благодаря новым технологиям

В нейрохирургии новые технологии теперь позволяют проводить процедуры на мозге с использованием эндоскопа, что делает многие операции менее травматичными. В некоторых случаях хирурги старшего поколения, которые обучены проводить операции более традиционным открытым способом, неожиданно обнаружили, что их навыки теперь менее востребованы. В этой ситуации, возможно, молодым хирургам придется обучать своих старших коллег применению новых технологий («обратное» наставничество). Трудность заключается в том, что техники открытой хирургии по-прежнему ценны в определенных случаях. Эти знания нужно как-то сохранить и передать новому поколению хирургов.

Стремительное развитие технологий во многих областях изменило динамику наставничества, поэтому зачастую менее опытные сотрудники вынуждены брать на себя роль учителя для передачи набора критических навыков. И здесь есть одно неприятное следствие: когда опыт ветеранов начинает цениться меньше в их профессии, но все еще остается ценным. Как вы сохраните эти «ноу-хау», когда старые техники уже больше не ценятся, как прежде? В первую очередь, признайте эту проблему и начните ее обсуждать.

Допуск: когда разрешить молодому хирургу взяться за скальпель

Во многих профессиях цена ошибки неопытных сотрудников невелика. Но это не так в хирургии, где необходимо избегать любых возможных ошибок. Перед старшими хирургами всегда встает необходимость принятия решения, когда их молодой коллега уже готов самостоятельно проводить определенную процедуру. Для многих случаев есть утвержденный протокол передачи ответственности хирургу-ординатору. Но все еще нередко решение о том, что протеже уже может оперировать самостоятельно, приходится принимать наставнику.

Безусловно, иногда у организации просто нет выбора. Менее опытных сотрудников назначают на должности, независимо от того, готовы они или нет. Но в других случаях подход «плыви или утони» создает неприемлемые риски, которые наставники и их руководители должны признавать и которыми должны тщательно управлять.

Несколько лет назад NASA потеряла один из своих зондов на Марсе из-за того, что неопытные разработчики программного обеспечения допустили ошибку в программе, которую бы легко отловил и исправил опытный инженер. Вы уверены в том, что не подвергаете организацию серьезному риску, когда возлагаете ответственность на менее опытных сотрудников?

Новый кризис продуктивности: справиться с учебной перегрузкой

Прежде, чем приступить к самостоятельной практике, нейрохирурги проходят семилетнюю ординатуру. Те из них, кто получает более узкую специальность (как хирургия основания черепа), должны дополнительно пройти еще год обучения как помощники хирурга. Это расширенное обучение показывает, как же многому надо научиться, чтобы стать опытным хирургом. Но несколько хирургов, с которыми пообщался Дэвид, отметили, что период обучения сегодня слишком затянут, и специалистам приходится искать способы сокращения пути, чтобы стать компетентными хирургами.

Это отражает тренд, который автор постоянно видит сегодня в разных профессиях. Слишком много всего нужно выучить, чтобы стать компетентным в тех областях, которые нужны для работы. Будь то бухгалтерский учет, продажи техники или медицина – многие организации устанавливают нереалистичные ожидания того, как много знаний и как быстро должны приобрести сотрудники, чтобы эффективно выполнять свою работу.

Феномен учебной перегрузки предполагает две вещи. Первое: лидерам надо переосмыслить дизайн ролей, ожидания от качества работы и учебные процессы для своих молодых сотрудников. Второе: нужно использовать более креативные подходы к обучению, чтобы ускорить и улучшить процесс. Один из таких примеров – микрообучение. Оно может не подходить для нейрохирургов, но быть очень эффективным для других профессий.

Резюме Дэвида: технологии развиваются стремительно, но потребность в наставничестве не исчезает. Перед наставничеством встают новые вызовы, с которыми нам нужно разбираться.

Инструменты / 22.05.2018 | Просмотров: 200 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями, наставничество
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb