04.06.2018 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 312
Чек-лист переноса знаний

В блоге Стива Тротмана есть несколько хороших заметок, посвященных переносу знаний, по которым подготовлен сегодняшний материал. Оригиналы здесь, здесь и здесь. Список вопросов скачан отсюда.

Перенос знаний - это методичное копирование опыта, мудрости и неявных знаний критически важных профессионалов с целью передачи всего этого в головы и руки их коллег. Область переноса знаний связана с такими дисциплинами, как операционный менеджмент, коммуникации, управление рисками, управление знаниями, человеческий капитал, планирование преемственности и удержание сотрудников. И, однако, не является ничем из вышеперечисленного.

Чем является перенос знаний: эксперты делятся мудростью и опытом со своими коллегами на рабочем месте. Иногда мы называем это наставничеством равных (peer mentoring), обучением на рабочем месте или ученичеством – когда эти программы включают измеримый план передачи конкретных профессиональных знаний. Перенос включает в себя как явные знания (например, этапы процесса, которые могли бы быть перечислены в письменной процедуре), так и неявные (такие как «что искать», «с кем контактировать» или «когда попросить помощи»). Эксперт может быть любого возраста, его опыт может быть глубоким и узким (например, конкретная технология, платформа или процесс) или широким (например, целое подразделение, компания или отрасль). Эксперт может находиться в той же команде или работать дистанционно – в другой компании или даже стране. Практические подходы могут варьироваться от неформального обучения на рабочем месте между двумя людьми до формальных программ в рамках всего предприятия, охватывающих исследования, обучение, IT и управленческие команды.

Перенос знаний включает в себя измеримую передачу на рабочем месте как явных навыков, так и неявных знаний. Ключевой вопрос, который пытаются решить специалисты в этой области: что мы можем сделать, чтобы критически важный процесс переноса знаний происходил быстрее, с меньшим уровнем стресса и с большей предсказуемостью и последовательностью?

Одна из причин, по которой мы ценим экспертов в любой организации, заключается в их способности делать отличную работу. Мы также ценим их, т.к. они могут давать «правильные» ответы на вопросы, с которыми сталкиваются. Разница между экспертом и учеником (не специалистом) заключается в том, что второй может либо неправильно ответить на наши вопросы, либо не ответить вообще. Это очевидные вещи, но они нужны, чтобы подчеркнуть: наиболее яркое различие между экспертами и не экспертами – в способности первых давать правильные ответы на сложные вопросы.

Следуя этой логике, одним из способов четко измерить перенос знаний является отслеживание способности ученика отвечать на сложные вопросы. Если в понедельник он не может дать ответы, но уже в пятницу не только отвечает, но и способен применить новые знания в работе, - это и есть мерило успеха. Ниже приведен список «тестовых вопросов», которые консалтинговая фирма Стива Тротмана использует, чтобы помочь наставникам и менеджерам отследить, передаются ли знания ученикам. Эти 20 вопросов оттачивались в течение многих лет и использовались при работе с самыми разными категориями сотрудников - от банковских кассиров до дизайнеров видеоигр и военных.

Итак, вопросы. Убедитесь, что ваш ученик способен объяснить:

  1. Наиболее употребляемые понятия, акронимы и термины.
  2. Количество шагов в процессе и почему важен каждый из них.
  3. 3 самых распространенных момента, которые не получаются при освоении этого навыка.
  4. Связь между x и y.
  5. Как устранить три наиболее распространенные проблемы.
  6. Первые три вещи, которые нужно проверить при решении любой проблемы.
  7. Кто должен быть вовлечен / проконсультирован / кого это должно касаться и почему.
  8. Как отличить «проблему» от «кризиса» в этой области.
  9. Как привлечь к решению проблемы или кризиса в этой области дополнительную помощь.
  10. 3 лучших практики по теме.
  11. Где найти ресурсы (документы, экспертов, примеры, сайты и т.д.).
  12. Как выбрать между x и y.
  13. Как определить, что работа выполнена качественно.
  14. Какие стандарты и правила существуют и насколько строго нужно их придерживаться.
  15. Как навык соотносится со всей работой.
  16. 3 самых больших потенциальных риска в работе.
  17. 3 способа обойти процедуры безопасности и последствия этого (чтобы их можно было избежать).
  18. К чему прислушиваться, на что смотреть, на какие ощущения или запахи обращать внимание.
  19. Возникшие раньше проблемы и задачи, требующие решения.
  20. Характеристики нормального состояния и наиболее распространенные характеристики ненормального состояния.

Как работать с этим списком. Сначала для конкретной должности разрабатывается список навыков. Навык в данном контексте – это что-то, о чем можно сказать «пойди и сделай» и что квалифицированный «ученик» может освоить в течение 1-2 часов. По опыту Стива Тротмана, для каждой должности список навыков в среднем состоит из 60-120 пунктов. Эти навыки записываются в Плане развития навыков (Skill Development Plan, SDP):

Затем расставляются приоритеты: что «ученику» нужно освоить прямо сейчас и в каком порядке с т.з. важности (второй столбец в таблице). Наставник выбирает из списка около пяти тестовых вопросов для каждого навыка, определяет ресурсы, которые «ученик» использует для подготовки (справочники, шаблоны, вики-сайты, общение с экспертами и т.д.). Затем вместе с учеником определяет дату проверки усвоения навыка. Проверка проводится в форме устной беседы по выбранным вопросам.

Разумеется, наибольший эффект дает работа с этим списком вопросов в рамках наставничества и в связке с индивидуально выстроенным планом формального обучения. Но никто не мешает вам адаптировать его, скажем, для проведения финального интервью.

Инструменты / 04.06.2018 | Просмотров: 312 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb