27.11.2018 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 128
Модель зрелости управления знаниями APQC (часть 2)

Продолжаем обсуждать модель зрелости управления знаниями от APQC. На рисунке изображена сама модель, а ниже идет описание уровней зрелости.

Уровень 1. Начало

Это место, с которого начинает большинство организаций. Здесь еще нет отлаженных процессов и практик для успешного выявления, сохранения, переноса и применения ключевых знаний, но уже возникло понимание, что все это необходимо. Обмен знаниями происходит случайным образом, как правило – неформально, и не оказывает существенного влияния на бизнес в целом. Для того, чтобы как можно скорее перейти на следующий уровень, необходимо:

  • Объяснить понятным для ваших сотрудников языком, что такое управление знаниями и какое отношение оно к ним имеет.
  • Создать вдохновляющее видение выгод для бизнеса от внедрения управления знаниями.
  • Заинтересовать ключевых стейкхолдеров и сформировать у них понимание управления знаниями.
  • Найти те области бизнеса, которые получат наибольшую выгоду от улучшения потока знаний.

Также на этом уровне выполняется оценка:

  • текущего состояния обмена знаниями;
  • потенциальных барьеров для обмена знаниями;
  • имеющихся технологий и инструментов, которые могут быть использованы при необходимости.

Уровень 2. Развитие

На этом уровне в компании уже применяются базовые подходы к управлению знаниями – теперь встает вопрос улучшения потока знаний и добавления ценности в этом процессе. Для этого выявляются возможности для улучшений и создается кросс-функциональная команда, чтобы:

  • разработать карты знаний и выявить потребности и разрывы в знаниях;
  • провести оценку потребностей совместно с ИТ и другими подразделениями, которых это касается;
  • разработать КПЭ для первоначальных усилий в области управления знаниями.

Также на этом этапе может создаваться первый вариант стратегии управления знаниями, которая тесно увязывается со стратегическими бизнес-целями компании. В стратегии определяется, какие есть возможности применения обмена и переноса знаний в бизнес-подразделениях и оценивается потенциальная выгода от реализации этих возможностей. Рассчитывается ROI, описываются вторичные выгоды, в т.ч. по запланированным проектам в рамках внедрения управления знаниями.

Критическими факторами успеха здесь являются управление и поддержка со стороны топ-менеджмента.

На этом уровне есть один подводный камень: если здесь задержаться и не перейти вовремя к унификации инструментов и процессов управления знаниями по всей компании (уровень 3), появляется риск дублирования усилий - когда в разных частях организации запускаются похожие пилоты или внедряются одинаковые инструменты. Это ведет к незаметному росту общего бюджета на управление знаниями в компании, поэтому так важно централизованно координировать усилия по созданию системы управления знаниями.

Уровень 3. Стандартизация

Это важная веха на пути развития управления знаниями в компании. Ниже этого уровня процессы управления знаниями в основном локальные и часто спонтанные. Какой-то инструмент внедряется для решения какой-то конкретной задачи, но это не является частью стратегии. Начиная с третьего уровня, обмен знаниями уже обязательно интегрируется в бизнес-модель компании. Топ-менеджмент начинает выделять на эти задачи ресурсы, сотрудники используют последовательные подходы и технологии для сохранения, распространения, доступа и повторного использования знаний. Процессы управления знаниями уже стандартизованы, появляются первые измеримые результаты приложенных усилий в рамках разработанной стратегии, есть команда управления знаниями с распределенными ролями и ответственностью. Эта команда часто перерастает в центр экспертизы с функциями контроля над процессами управления знаниями во всей компании. Эти функции включают:

  • выявление возможностей для применения отдельных подходов и процессов управления знаниями;
  • защиту бюджетов и поиск ресурсов для проектов;
  • маркетинг и коммуникации в отношении стратегии управления знаниями;
  • реализацию стратегии управления изменениями;
  • стандартизацию подходов и процессов управления знаниями, создание методологий с возможностью тиражирования.

Основной фокус усилий смещается на удовлетворение запросов бизнес-подразделений, развитие поддерживающей инфраструктуры и достижение поставленных целей, выполнение которых постоянно мониторится.

Стандартизация процессов и подходов позволяет организации достичь экономии от масштаба. Она реализуется за счет распространения внутренних лучших практик в области управления знаниями и применения внешних лучших практик для заполнения выявленных разрывов в процессах.

Встраивание стандартных подходов и процессов управления знаниями в ежедневно реализуемые бизнес-процессы компании позволяет учиться на собственном опыте, устанавливая единые метрики, сохраняя и обмениваясь извлеченными уроками, развивая необходимые компетенции. Стандартные подходы и процессы становятся основой для формирования организационной культуры обмена знаниями.

Уровень 4. Оптимизация

К этому моменту основные процессы управления знаниями уже запущены, стандартизированы и согласованы с бизнес-целями компании. Компетенции компании в области управления знаниями поддерживают реализацию ее миссии. Управление знаниями рассматривается как ключевая бизнес-функция. Стратегия управления знаниями интегрирована с бизнес-стратегией. Отчетность по управлению знаниями является частью корпоративной системы отчетности (в т.ч. учитывается при оценке результатов работы сотрудников) и частью системы управления талантами и программы развития лидеров.

Ключевой фокус этого этапа – на распространении имеющихся инструментов и подходов на всю компанию и дальнейшем их развитии в рамках утвержденной стратегии.

Что нужно делать на этом этапе:

  1. Разработать стратегию распространения стандартизированных методологий управления знаниями на новые подразделения и функциональные направления.
  2. Управлять процессом расширения и контролировать любые возникающие в связи с этим проблемы.
  3. Продолжать выполнять маркетинговую и коммуникационную функции в отношении методологий управления знаниями, но уже для более широкой аудитории внутри организации.

Уровень 5. Инновации

На этом уровне инструменты управления знаниями уже полностью встроены в ключевые бизнес-процессы, поток знаний поддерживает создание инноваций и непрерывное совершенствование.  Управление знаниями дает компании существенное конкурентное преимущество. На инициативы по управлению знаниями выделяется финансирование в рамках стандартного бюджетного процесса. Команда управления знаниями работает совместно с командами по управлению талантами, развитию лидеров, совершенствованию процессов и организационному обучению в целях повышения эффективности работы компании. Сотрудники понимают роль, которую играет обмен знаниями и совместная работа в достижении их личных показателей эффективности. Зачастую процессы управления знаниями на этом этапе охватывают всю цепочку создания ценности, включая поставщиков и потребителей.

Не все организации стремятся достичь 4 или 5 уровня. На третьем уровне у них есть универсальные надежные процессы, облегчающие движение потока знаний, и этого может быть вполне достаточно.

Управление знаниями / 27.11.2018 | Просмотров: 128 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2018            Хостинг от uWeb