13.03.2019 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 191
Управление знаниями и ISO 9001:2015

В 2015 году была принята новая версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества – требования», в которую вошли пункты, тесно связанные с управлением знаниями. Поначалу эти дополнения внесли некоторую сумятицу, но со временем аудиторы СМК сориентировались и выработали свой подход к проверке выполнения этих пунктов. И не удивительно – ведь об управлении знаниями в наших широтах все еще мало кто знает и еще меньше применяет на практике. Поэтому трактовки встречаются самые разные: от формальной проверки до удовлетворения наличием плана тренингов для сотрудников и системы документооборота.

А что думают о стандарте ISO 9001:2015 профильные специалисты в управлении знаниями? На сайте realkm.com есть хорошая статья Иана Фрая «Управление знаниями и ISO 9001:2015». Иан Фрай возглавляет представительство компании Knoco в Австралии и не один десяток лет посвятил внедрению управления знаниями в компаниях и организациях самых разных отраслей. В своей статье он дает рекомендации, как компаниям организовать свою работу в соответствии с новыми требованиями стандарта.

Для начала цитата из самого стандарта:

«7.1.6 База знаний организации
Организация должна определять базу знаний, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия продуктов и услуг.
Эта база знаний должна поддерживаться в актуальном состоянии и быть доступна в необходимом объеме.
При работе с меняющимися потребностями и тенденциями, организация должна анализировать свою текущую базу знаний и выяснять, каким путем можно приобрести или получить доступ к необходимой дополнительной информации и требуемым обновлениям.
ПРИМЕЧАНИЕ 1 База знаний организации – это знания, специфичные для организации; они, как правило, имеют своим источником накопленный опыт. Это информация, которая используется и представляется в общее пользование для достижения целей организации.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 База знаний организации может базироваться на:
a) внутренних источниках (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; изученный опыт неудачных и удачных проектов; фиксация и обращение в общее пользование недокументированных знаний и опыта; результаты улучшений в процессах, продуктах и услугах);
b) внешних источниках (например, стандарты; научное сообщество; конференции, знания, полученные от потребителей или внешних поставщиков)».

Здесь есть один важный момент: в оригинале стандарта (на английском языке) речь идет не о базах знаний, а об «организационных знаниях» (organizational knowledge). Сравните сами:

«Clause 7.1.6. Organizational Knowledge
The Organization should determine the knowledge necessary for the operation of its processes and to achieve conformity of products and services.
This knowledge shall be maintained and made available to the extent necessary.
When addressing changing needs and trends, the organization shall consider its current knowledge and determine how to acquire or access any necessary additional knowledge and required updates. 
Organizational knowledge is knowledge specific to the organization; it is generally gained by experience. It is information that is used and shared to achieve the organization’s objectives.
Organizational knowledge can be based on:
a) Internal Sources (e.g., intellectual property, knowledge gained from experience, lessons learned from failures and successful projects, capturing and sharing undocumented knowledge and experience; the results of improvements in processes, products and services);
b) External Sources (e.g., standards, academia, conferences, gathering knowledge from customers or external providers)».

Уже сам факт такого «вольного» перевода терминов говорит о том, что переводчики плохо понимают специфику управления знаниями. Поскольку в статье Иана Фрая, по материалам которой написана эта заметка, обсуждается оригинальный текст стандарта, это несоответствие особенно ярко заметно. Весь текст ниже касается «организационных знаний», а не «баз знаний».

Итак, как видим, стандарт ISO 9001:2015 не требует от организаций выстраивать комплексную систему управления знаниями, но требует управлять организационными знаниями в том объеме, в котором это необходимо для «функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг». На практике это может выглядеть как наличие:

Что компания может предъявить аудитору в качестве подтверждения выполнения требований п.7.1.6:

  • результаты проведенного изучения ключевых областей знаний и список критических областей знаний;
  • наличие закрепленных за каждой критической областью «владельцев знаний» и подходящей процедуры сохранения этих знаний;
  • наличие эффективного способа поиска знаний (например, хорошей базы знаний с удобным поисковиком и/или подходящие процессы или системы для «выталкивания» знаний тем, кому они необходимы);
  • стратегический план управления знаниями, в котором определены действия по восполнению недостающих знаний из внешних источников;
  • эффективную систему обучения на опыте, включая встроенные роли, непрерывный процесс сохранения уроков, систему управления извлеченными уроками (как программный продукт), хорошее управление, встроенный процесс, совершенствование продуктов и услуг;
  • программу удержания и передачи знаний.

Как видим, в такой трактовке база знаний – далеко не единственное доказательство, которое вы можете показать своему аудитору для подтверждения соответствия требованиям стандарта.

Еще один пункт стандарта ISO 9001:2015 (7.2. Компетентность) говорит о компетенциях сотрудников, необходимых для выполнения ими своих ролей. Из этого логично вытекает, что компании необходимо прогнозировать, какие компетенции понадобятся в ближайшем будущем ее сотрудникам, и следить за тем, чтобы ее стратегия управления знаниями обеспечивала приобретение этих знаний. Но во многих организациях отдел управления персоналом чудесно справляется с этой задачей и без такой стратегии, поэтому с проверкой выполнения этого пункта затруднений обычно не возникает.

Управление знаниями / 13.03.2019 | Просмотров: 191 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Управление знаниями, ISO9001, стандарты, аудит
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2019            Хостинг от uWeb