15.05.2019 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 145
Как составить карту знаний по процессу?

Картирование знаний – очень интересная и непростая тема, которой мы пока мало касались в нашем блоге. Один из примеров такой карты – это шахматка знаний, цель которой - выявить распределение знаний между сотрудниками компании (команды, подразделения). Сегодня предлагаю познакомиться с другим подходом к картированию знаний. Это исследование процессов компании с целью выявления пробелов в знаниях. На эту тему в блоге APQC есть одна старая, но очень практичная заметка.

Если в вашей компании описаны бизнес-процессы, это еще не значит, что они стандартизированы, т.е. в разных подразделениях один и тот же процесс реализуется одинаково. В том числе это касается инструментов, шаблонов, источников данных и знаний, которые используются на разных этапах процесса. Чтобы проверить это, в APQC применяют один из шаблонов карты знаний:

В первом столбце перечисляются отдельные операции (шаги) процесса. Затем для каждого шага процесса последовательно даются ответы на вопросы в «шапке» таблицы. Разумеется, этот шаблон можно дорабатывать под свой запрос – добавлять/удалять столбцы.

Если у процесса есть разные исполнители (например, он дублируется в разных бизнес-юнитах), нужно создать отдельные версии таблицы для каждого из них. На этом этапе может обнаружиться много всего интересного:

  • что есть разные версии того, какие именно знания нужны для выполнения конкретной операции;
  • что никто точно не знает, какие знания нужны;
  • что никто никогда не документировал определенные знания.

Эти «находки» станут основой для анализа разрывов (gap-analyze). На этом этапе можно использовать простую шкалу: от «1 = мы понятия не имеем, какие знания здесь нужны» до «5 = мы четко понимаем, какие знания нам нужны, и эти знания нам доступны». В шаблоне таблицы приведен пример, как эту градацию можно представить цветом (1 – красный, 3 – желтый, 5 – зеленый). При необходимости можно подобрать варианты такой визуализации и для других столбцов таблицы. Например, показать, какой процент операций процесса имеет задокументированные знания. Или соотношение явных и неявных знаний для каждой операции. Все это поможет расставить приоритеты, с какими разрывами в знаниях работать в первую очередь.

Работа по устранению выявленных разрывов – уже первый шаг к оптимизации бизнес-процессов (но не последний). Нужно учитывать, что стандартизация знаний (источников, шаблонов, инструментов и т.п.) может быть очень болезненной и встретить серьезное сопротивление исполнителей. Здесь нужна твердая поддержка со стороны руководства.

Такие карты знаний нужно регулярно обновлять – по мере того, как меняются используемые инструменты и источники данных или создаваемые «артефакты знаний». Автор статьи рекомендует делать это не реже 1 раза в год. Вопросы для такого ревью:

  • Операции процесса не изменились?
  • Описание требуемых знаний не изменилось?
  • Как изменилось состояние разрывов в знаниях в результате предпринятых нами усилий (по сбору, документированию и распространению критических знаний)?

Результаты ревью могут стать толчком к дальнейшему совершенствованию бизнес-процесса.

Инструменты / 15.05.2019 | Просмотров: 145 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2019            Хостинг от uWeb