12.06.2019 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 78
Сколько времени нужно для картирования знаний?

В блоге ScienceSoft мне встретилась интересная статья с интригующим названием «Картирование знаний: сколько времени и усилий на самом деле для этого нужно?» Она довольно объемная, поэтому в заметке я приведу только основные тезисы из нее.

Картирование знаний – единственный способ для компаний провести инвентаризацию знаний, которыми они владеют, выявить разрывы в знаниях, которые влияют на организационное развитие, блокируют бизнес-возможности или являются причиной неудач. Но у этого инструмента есть ряд ограничений.

Картирование требует времени.

Необходимо определить ключевые области знаний, которые будут картироваться, выработать оптимальный подход взаимодействия с владельцами знаний, разработать релевантные опросники для анализа корпоративных знаний, а также организовать и наладить контроль за автоматизированным процессом картирования знаний (если нужно). Все эти предварительные действия требуют времени. Чтобы позже сэкономить время непосредственно на процессе картирования, уже на ранних стадиях надо определиться с ответами на следующие вопросы:

  1. Какие знания картировать? От этого зависит то, какой тип карты знаний выбрать. Только APQC предлагает не меньше 7 типов, а всего их около 15.
  2. NB от меня. В прошлом месяце я выкладывала описание одного из вариантов карты знаний по процессу от APQC. Еще один тип карты, описанный в нашем блоге, - это шахматка знаний.

  3. Как инвентаризировать и оценивать знания? Для картирования вам понадобятся хорошо продуманные опросники и соответствующие шкалы для оценки – в идеале как часть специализированного программного обеспечения для управления знаниями.
  4. NB от меня. Мой опыт говорит, что опросы – не единственный способ провести картирование. Хороший результат дает командная работа в ходе специальной фасилитируемой сессии.

  5. Готовы ли мы картировать неявные знания? Поскольку неявные знания – самая ценная часть организационных знаний, надо продумать, какие техники можно использовать, чтобы до него добраться.
  6. NB от меня. В оригинале статьи не расшифровано, что подразумевается под «техниками доступа к неявным знаниям». На мой взгляд, для неявных знаний главное – иметь понимание, у кого и по какой теме они есть (кто в чем эксперт) и дать возможность сотрудникам обратиться к нужному эксперту с вопросом. Т.е. та же карта компетенций или шахматка знаний – вполне релевантные инструменты.

Картирование требует совместной работы.

В одиночку составить полную ясную карту знаний зачастую невозможно. Но организовать совместную работу над картой знаний эффективно – довольно трудная задача. Особенно когда требуется привлекать перегруженных работой экспертов. Автор статьи предлагает еще несколько вопросов, ответы на которые помогут сэкономить время в процессе картирования:

  1. Какие знания я могу закартировать с минимальным привлечением других сотрудников? Как правило, это явные знания, хранящиеся в электронном виде в базах знаний и другом программном обеспечении. Аналитик может самостоятельно сделать их ревизию и отдать результаты на проверку экспертам.
  2. Кто может мне помочь составить карту корпоративных знаний? Автор рекомендует искать помощников среди HR менеджеров, линейных руководителей и руководителей проектов.
  3. На каких областях знаний сосредоточиться в первую очередь? Автор предлагает прежде всего заняться жизненно важными бизнес-процессами.

NB от меня. Это не единственно возможный критерий выбора. Можно отталкиваться от стратегии компании (какие знания нам нужны для достижения стратегических целей), от уникальных организационных компетенций (что мы делаем круче всех на рынке), от рисков (кто из наших уникальных экспертов вот-вот уйдет на пенсию). А еще «проза жизни»: запускаем пилот по картированию в том подразделении, которым руководит самый лояльный нашему проекту менеджер.

Картирование требует терпения.

Этот процесс – настоящий тест на терпение стейкхолдеров. Помимо затрат времени, картирование может пересечься с другими проектами – например, по разработке корпоративной системы компетенций. Сотрудники не будут в восторге от перспективы отвечать на одни и те же вопросы для двух разных проектов. Поэтому стоит:

  1. Предварительно изучить корпоративную систему компетенций (если она есть) и взять оттуда всю релевантную информацию, чтобы не задавать повторно одни и те же вопросы сотрудникам.
  2. Тщательно подготовиться к встречам с экспертами (в т.ч. проработать опросники), чтобы отнять у них минимум времени.
  3. Быть гибкими в плане составления расписания встреч и подстраиваться под возможности экспертов.

Дальше в статье приводится две таблицы расчета времени на проект картирования.

  1. Составление карты знаний для департамента из 10 человек (80 часов). Как видно из таблицы, собственно интервью занимают только 10 ч, а остальное – подготовительная и аналитическая работа. Соответственно, на 20 человек уйдет 90 ч, а на 30 – 100 ч.

Задача

Менеджер по управлению знаниями (затраты времени в часах)

Линейный руководитель (затраты времени в часах)

Итого время на задачу, часы

Составление перечня областей и элементов знаний внутри департамента

16

-

16

Определение потребностей бизнеса внутри выявленных областей знаний

8

-

8

Ознакомление с картированием знаний линейного руководителя

2

2

2

Создание опросника (до 30 вопросов)

10 ч на опросник, всего 4 опросника (3 роли, 1 линейный руководитель)

10

40

Заполнение опросников

-

1 ч на сотрудника (с учетом того, что линейный руководитель заполняет опросник самостоятельно)

10

Занесение обработанных данных в систему управления знаниями (программное обеспечение)

4

-

4

Итого:

80


  1. Составление кросс-функциональной карты знаний для сотрудников разных подразделений, занятых похожей работой. В соответствии с той же логикой, для 30 человек понадобится 92 ч, а для 50 – 112 ч.

Задача

Менеджер по управлению знаниями (затраты времени в часах)

Линейный руководитель (затраты времени в часах)

Итого время на задачу, часы

Составление перечня областей и элементов знаний внутри департамента

24

-

24

Определение потребностей бизнеса внутри выявленных областей знаний

16

-

16

Ознакомление с картированием знаний линейного руководителя

4

4

4

Создание опросника (до 30 вопросов)

10 ч на опросник

10

10

Заполнение опросников

-

1 ч на специалиста (с учетом того, что линейные руководители заполняют опросник самостоятельно)

30

Занесение обработанных данных в систему управления знаниями (программное обеспечение)

8

-

8

Итого:

92


Создание полной карты знаний для компании в 1000 человек займет, по расчетам автора статьи, 6390 часов.

NB от меня. Именно поэтому я не люблю сплошное картирование и использую этот полезный инструмент в своих проектах только точечно. И максимально, где только могу, через фасилитацию вовлекаю в процесс картирования команду заказчика. Им с этим жить, им это поддерживать в актуальном состоянии, поэтому, на мой взгляд, роль внешнего консультанта лучше минимизировать. Немножко статистики из моего опыта работы:

  • Составить шахматку для отдела из 5-7 человек вместе с руководителем отдела, который хорошо знает свой «фронт работы» - около 1 часа.
  • Составить шахматку для команды из 10-12 человек в ходе фасилитируемой сессии – около 2-3 часов (плюс подготовка).
  • Интервью в рамках аудита знаний – 1-2 часа на проведение плюс минимум 1 час на обработку результатов (на 1 человека). Составление опросников – очень по-разному. Зависит и от целей аудита, и от контекста (есть ли у меня готовые шаблоны, которые можно быстро адаптировать под эту задачу, или придется с нуля разрабатывать).

Поделитесь в комментариях, используете ли вы картирование знаний в своих проектах и сколько это занимает времени по вашему опыту?

Инструменты / 12.06.2019 | Просмотров: 78 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: инструменты управления знаниями, картирование знаний
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2019            Хостинг от uWeb