21.10.2019 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 144
Эволюция систем управления знаниями

У Ника Милтона и Стефани Барнс есть хорошая книга “Designing a Successful KM Strategy”. Очень рекомендую прочесть, если еще не сделали этого. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одним отрывком из этой книги. Вы увидите путь, который прошел Ник Милтон в своем понимании, как работать с организационными знаниями системно, и, возможно, что-то вам покажется очень знакомым.

“Конечной целью вашей стратегии управления знаниями будет внедрение рамки управления знаниями в рабочие процессы организации. Нэнси Диксон публиковала некоторые очень интересные идеи об эволюции управления знаниями и о том, как оно развивалось от управления информацией и контентом к нетворкингу и знаниям, основанным на опыте, к коллективным организационным знаниям. Подобным образом мы увидели эволюцию в понимании того, что необходимо для создания полной рамки управления знаниями…

Стадия эволюции 1 - фокус на одном-двух инструментах

Когда Ник Милтон работал в Норвегии в начале-середине 90х, его подход к управлению знаниями был очень простым, сфокусированным на двух компонентах управления знаниями: ретроспективе и базе извлеченных уроков. Оглядываясь назад, можно сказать, что это был наивный и примитивный подход. Уроки загружались в базу данных до тех пор, пока она не стала переполненной и не начала отпугивать людей, которые хотели использовать ее как источник информации. Ник фокусировался на одном-двух инструментах и упускал большие “куски” управления знаниями.

До сих пор довольно много организаций находятся на этой стадии. Они купили корпоративную систему управления контентом или платформу для корпоративной соцсети, или занимаются извлечением уроков и думают, что это само по себе обеспечит им управление знаниями. Но ни один инструмент в одиночку не сделает этого.

Стадия эволюции 2 - внедрение набора инструментов

Когда Ник покинул Норвегию в 1997 г. и присоединился к команде управления знаниями в ВР, эта команда уже осознала, что им нужно что-то большее, чем отдельный инструмент управления знаниями. Именно тогда Ник и его коллеги разработали модель “обучение до, в процессе и после” и начали собирать “шкатулку инструментов”, включая разбор полетов, совещание коллег (peer assist) и концепцию знаниевых активов.

Конечно, это продвинуло их немного дальше на пути к успеху, но успех был намного меньше вложенных усилий команды, и когда команда ушла, обмен знаниями постепенно умер. Это произошло потому, что набора инструментов недостаточно. Инструменты в ВР не были встроены в рабочие процессы организации, роли не были определены, не было управления (governance) всем этим. Подход, который применяла команда, был таким: “Вот куча инструментов – мы приглашаем вас использовать их, чтобы обеспечить ценность”. В большинстве случаев организация отклоняла это приглашение.

На этой стадии находится много организаций. Они определили для себя набор инструментов – в некоторых случаях довольно широкий набор, а иногда и очень широкий. Набор инструментов сам по себе не обеспечит устойчивого управления знаниями.

Стадия эволюции 3 - внедрение рамки (системы)

Когда Ник покинул ВР в 1999 г., управление знаниями там все еще оставалось на стадии набора инструментов. В 2004 г. Ник вместе с Томом Янгом опять работал с ВР над общей ревизией управления знаниями, чтобы понять, где оно работает и что было упущено. Именно тогда родилась концепция “рамки управления знаниями”: набора активностей, встроенных в организационные процессы, определенного количества ролей, встроенных в оргструктуру, и отобранных поддерживающих технологий - все это под “зонтиком” управления (governance).

Наконец-то управление знаниями начало перенимать аспекты других систем управления - такие как рамка ролей, процессов, технологий, управления, которая может стать частью организации. Там, где управление знаниями работает хорошо (например, в армиях), всегда есть такая рамка. Любое успешное внедрение управления знаниями требует посмотреть дальше отдельных инструментов или наборов инструментов и стремиться к внедрению системы из процессов, ролей, технологий и управления”.

На мой взгляд, это распространенная ошибка многих организаций – застрять на первой-второй из описанных стадий и считать, что управление знаниями уже внедрено. С другой стороны, если хотя бы 1-2 инструмента действительно удалось встроить в процессы, они прижились и “вросли”, то я это рассматриваю уже как успех. На этом опыте потом проще расширять рамку до полноценной системы управления знаниями.

Литература / 21.10.2019 | Просмотров: 144 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: Книги, Управление знаниями
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2019            Хостинг от uWeb