11.12.2019 | Добавил: OleshkoV | Просмотров: 223
«Near miss» в управлении знаниями

В ноябре в блоге Ника Милтона была опубликована одна маленькая, но интересная заметка про ситуации «чуть не попал» («near miss») в управлении знаниями. В ней Ник проводит аналогию с охраной труда: нам нужно анализировать любую потенциально опасную ситуацию, даже если она на практике не привела к травмам или смертям. Например, если тяжелый молоток упал с высоты рядом с рабочим – это уже повод устроить расследование и позаботиться о том, чтобы молотки больше не падали, не дожидаясь, пока кому-нибудь по голове не попадут. Ник предлагает отслеживать подобные ситуации «near miss» в управлении знаниями и использовать их как толчок к совершенствованию процессов.

В качестве примера в заметке описана история одного из клиентов Knoco. В одном из подразделений решили провести какое-то мероприятие, довольно рискованное, но вполне реализуемое на первый взгляд. Собрали совещание, чтобы обсудить ситуацию. На совещание чисто случайно попал сотрудник из другого подразделения. Когда он услышал, о чем говорят его коллеги, вмешался и рассказал, что он был частью команды, которая уже пыталась это сделать. Результатом стала полная катастрофа, последствия которой они разгребают до сих пор.

Что означает эта история с точки зрения управления знаниями? Что где-то в цепочке есть разрыв:

  • или не были извлечены уроки из предыдущего проекта;
  • или эти уроки не были помещены в базу, где они были бы доступны другим подразделениям;
  • или эти уроки невозможно было найти в базе;
  • или их никто и не искал перед запуском нового проекта.

Компания избежала повторной катастрофы по чистой случайности – нужный сотрудник, что называется, «мимо проходил» и вовремя поделился своими знаниями. Этот счастливый случай стоит расценивать как тревожный звоночек и сразу запускать анализ цепочки извлеченных уроков и внесение каких-то изменений в процессы и процедуры.

Дальше Ник дал ссылку на еще одну похожую историю в своем блоге. В ней рассказывается о компании, которая проводила ретроспективу запуска крупного завода. На ретроспективе руководитель проекта рассказал о серьезной ошибке подрядчика, которая чудом не привела к серьезным последствиям. Этот завод строился по аналогии с таким же заводом, который запускала эта компания немного раньше. И строил его тот же подрядчик. На предыдущем заводе на одной из линий аварийного освобождения рабочие подрядчика установили однонаправленный клапан задом наперед. В случае возникновения аварии это привело бы к катастрофе. Ошибку вовремя выявили сотрудники заказчика, исправили и обсудили с подрядчиком.

И вот готовится к запуску второй завод, и руководитель проекта думает: «А может, пойти проверить этот клапан? Да ну, не могут же они еще раз допустить такую ошибку!» Но он все-таки решил проверить. И клапан снова стоял задом наперед! Катастрофы удалось избежать второй раз, но вывод очевиден – у подрядчика проблемы с управлением знаниями, раз его сотрудники допускают одну и ту же серьезную ошибку дважды. Но есть проблемы и на стороне заказчика: они просто предположили, что подрядчик научился на первой ошибке и не допустит ее повторно. При этом не был проведен аудит процессов управления знаниями у подрядчика (т.е. заказчик на самом деле не имел ни малейшего представления, умеет ли подрядчик учиться на ошибках) и не были заложены никакие дополнительные проверки клапанов в новый проект, исходя из предыдущего опыта сотрудничества с этим подрядчиком.

Итак, общие выводы:

  1. Анализировать нужно не только возникшие проблемы в управлении знаниями, но и ситуации, когда проблем чудом удалось избежать.
  2. Держать под контролем надо не только свои процессы управления знаниями, но и процессы управления знаниями у подрядчиков, которые выполняют критически важные задачи. Если вы не уверены в том, что эти процессы у подрядчика на высоте, его риски – это ваши риски, а ответственность за обучение на допущенных им ошибках лежит на вас.
Управление знаниями / 11.12.2019 | Просмотров: 223 | Добавил: OleshkoV | Всего комментариев: 0 / Теги: lessons learned, Управление знаниями, кейс
ОБ АВТОРЕ
Виктория Олешко Олешко Виктория, бизнес-тренер, консультант, главный редактор сайта SixSigmaOnline.ru. Автор книги “Управление знаниями: коротко о главном” и блога “Управление знаниями”.
Хотите узнать больше об управлении знаниями? Присоединяйтесь к группе на facebook.
Есть вопросы по управлению знаниями? Интересует корпоративное обучение? Пишите или обращайтесь через мой профиль в сети LinkedIn.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb