16.12.2019 | Добавил: dmagic | Просмотров: 563
Туалет – лицо компании

В сети время от времени появляются сравнения типа: “вот как у них там все правильно – и посмотрите, какой ужас тут у нас”. У них – это в Японии, в Европе, на западе в целом и т.д. У нас – это на нашем заводе, в нашей деревне, стране и т.д. И все бы хорошо – нам бы, обладая этой информацией, поучиться у них… Но чаще всего дело сводится к простой зависти, переливанию из пустого в порожнее или обобщению типа “наш народ привык так жить” или “нашим работягам это безразлично”.

Похожую картину можно заметить при обсуждениях проблем обеспечения качества, повышения продуктивности труда, вовлечения персонала в процесс непрерывных улучшений, производственной культуры в целом и туалетных комнат в частности. Вот такое сравнение мне попалось совсем недавно:

Классический туалет в России (Украине, Беларуси, Казахстане… нужное подчеркнуть) на производстве

Бережливый туалет в Японии

Начну с того, что первое и второе фото могут не иметь ничего общего со странами, которым их приписывают. Если поискать в сети источники оригинальных фотографий, то не так уж все и однозначно. Во-вторых, некорректно само сравнение: на первом фото мы видим неухоженную туалетную комнату, на втором наше внимание обращено на дизайн бачка. Согласитесь, что если туалетные бачки поменять между первым и вторым фото, то общая ситуация не изменится. В-третьих, провокационное сравнение совершенно не приближает нас к пониманию того, как привить персоналу культуру пользования туалетами?

Поверьте, в Европе проживают такие же люди, из которых получаются такие же работяги. И тоже есть заводы, на которых приятно зайти в туалет, а есть заводы, на которых лучше даже рядом не проходить. Подобные проблемы с культурой пользования туалетными комнатами мне до боли знакомы. Поэтому я решил поделиться с вами своими размышлениями, наблюдениями и своим опытом борьбы в этом направлении.

И пусть вас не удивляет, что на сайте про шесть сигм обсуждается тема туалетов. Может и не так явно, однако каждая туалетная комната на заводе повышает сигма-уровень каждого процесса в цеху. Вот тому научное обоснование: Еще одна причина для 5S.

Что я заметил?

  • Пословица “Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят” – это не правда. То же относится и к исправности всех устройств: от смесителя до туалетного бачка. Причем я давно подозревал, что это так, но окончательно убедился, когда в моей команде появился бывший директор торгового центра. Он поведал мне, что часть посетителей (в основном это тинейджеры, по его словам) просто нарочно ломают и пачкают общественные туалеты. Причем я могу не понимать, зачем они это делают, но факт, что за ними требуется убрать и отремонтировать, остается фактом.
  • Если сотрудники ненавидят свою работу, то эту ненависть они могут проявлять в том числе и в туалетной комнате. Надписи на стенах, сломанные туалетные устройства, грязь и прочие последствия своего пребывания… Все это будет просто выражать ненависть человека к этому месту. Отсюда следует вывод, что там, где сотрудникам приятно работать, и туалеты будут чище. Мне почему-то вспомнилось, как были оформлены двери в туалеты на заводе KTM: вместо “М” и “Ж” на дверях были пиктограммы гонщика и гонщицы в шлеме. Чем не символ того, что туалет – это часть цеха? Ну… не та, где производиться ценность, но точно очень важная его часть )))
  • Об “этом” не говорят. Это неприлично, некультурно и не так уж и важно по сравнению с прочими проблемами на нашем производстве. И в самом деле, кому на утренней планерке придет в голову поднять вопрос о том, что в туалетах не слито, когда 2 линии вчера простояли 5 часов. Это же смех вызовет, а не серьезный настрой. А между тем руководитель, который сторонится этой проблемы, содействует ей не менее того, кто все это после себя оставил.
  • Что бы вы не делали, найдется такой человек, который оставит за собой туалет неубранным. Это факт, а не причина не делать ничего вообще.

Заступив на должность операционного директора завода, мне лично пришлось столкнуться с плачевными состояниями уборных. Это было одним из первых наблюдений, и я никак не мог понять, почему сотрудники, обладая доступом ко всем этим помещениям общего пользования, при том, что эти помещения хорошо оборудованы, в них убирают и ремонтируют то, что сломается, оставляли за собой такой беспорядок. Сегодня, после года работ над повышением культуры пользования туалетных комнат, их состояние если и не образцовое, то весьма близкое к такому.

Как с туалетами боролись на нашем производстве?

  • Во-первых, мы начали об этом говорить. Да, не скрою, вопрос “а дома вы тоже не сливаете?” вызывает смешки, покраснения и выражения лица “это он не меня спросил”. При этом я не считаю, что бардак оставался после руководителей. Мне кажется, что сообщение просто начало транслироваться ниже. Но это лишь мои догадки. Наблюдение в том, что одни только разговоры дали существенный результат.
  • Во-вторых, мы начали интересоваться процессом уборки. Как часто? Кто убирает? Что убирают? Что пропускают? При том, что все ответы были правильными, результат оказался еще лучше, чем в первом случае. При этом я не считаю, что уборщицы не делали свою работу. Но верю, что частые обходы туалетных комнат заставляют и самих посетителей относиться к туалету более уважительно. Когда следит за туалетом не абстрактный персонаж, а конкретный коллега, то сотрудники начинают стесняться добавлять ему работы и/или просто боятся быть застуканным на последствиях. Не дай бог эти последствия поднимутся на пункт выше, а оттуда придет вопрос: “а дома вы тоже не сливаете?”. Ведь неприятно отвечать.
  • В-третьих, мы развесили небольшие постеры. В каждой туалетной кабинке, над каждым писсуаром, возле каждой раковины и возле каждого мусорника. Содержание плакатов такое, что капитан “очевидность” нервно курит в сторонке. Вы и сами могли встречать такие постеры в сети:

Не обязательно содержание постеров делать, как в садике. Можно приспособить под профиль вашей компании. Вот, к примеру, очень интересный вариант:

К примеру, в кабинках мы распечатали стишок о том, что помощи ждать не от кого, поэтому после завершения процесса нужно приложить еще немножечко усилий: потереть ершиком и нажать на кнопочку слива. Над писсуаром висят правила пользования – 4 картинки: я рисую на бумаге, целюсь точно, жвачку выкидываю в урну, за собой сливаю.

Никаких дополнительных действий в отношении туалетов не предпринималось. Разве только был еще прецедент, о котором я не упомянул выше. По причине засоров пришлось не только снимать писсуары, но и ремонтировать систему слива. После этого я попросил всех руководителей озвучить стоимость ремонта на ближайшем совещании с подчиненными. Завод у нас небольшой, к озвученной суме добавилось несколько сравнений (типа, показатель брака за месяц и премия нескольких отделов).

Сказать, что это было просто – не сказать ничего. Вроде так читаешь и умиляешься – какие простые действия привели к улучшениям! Но в реальности это было не приятно и не привычно. А еще – долго… ожидание момента “пока до всех дойдет” показалось мучительно долгим. Но результат того стоил.


PS: к моему удивлению, борьба за чистоту и порядок в комнатах приема пищи оказалась еще сложнее. Я бы даже сказал, несоизмеримо сложнее. Однако я не знаю, какому числу посетителей нашего сайта будет интересно продолжение рассказа и стоит ли развивать эту тему вообще. Давайте так: если вы дочитали эту заметку, оставьте комментарий. Не обязательно писать, что вам интересно. Достаточно поставить “+”, чтобы я понял, стоит ли писать продолжение.

5S / 16.12.2019 | Просмотров: 563 | Добавил: dmagic | Всего комментариев: 4 / Теги: Gemba, 5s, Управление переменами
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ


  Добавить комментарий
avatar
0
1
+
avatar
0
2
+ важная тема!
avatar
0
3
+
avatar
0
4
И вообще, аудит надо начинать с туалетов. Если там срань, дальше можно не смотреть.
avatar
SixSigmaOnline.ru © 2009-2020            Хостинг от uWeb